Степь. Глава I

Личный блог
32
22 минуты на чтение



Степь.
Глава I
Разговаривать можно лишь с побежденным врагом…
Кочевники
Ильяс Есенберлин

I
Середина зимы в северных степях казахского ханства всегда была суровой. Ветер и холод верный спутник казахов зимой. Зимняя стоянка на Сырдарье давала возможность перезимовать северным родам казахов. Кыстау называли казахи зимние стоянки. Часто строили постройки в местах зимовок. На зимовку не уходили только егинши. Они были более бедны и научились жить за счет даров земли и возможности посеять что-либо. Их постройки были незамысловаты, но пережить зиму получалось. Богатые роды всегда уходили на зимнюю кочевку. Главная юрта Хана Кайыпулы была в центре кыстау все самое лучшее было в его юртах, где жил он и его жены с детьми. Род Хана относился к ветви Джучи, и племенем Алимулы он руководил уже три года. После его успешного устранения хана Абулхаира в сговоре с Барак Ханом, Кайыпулы стал Ханом племени Алимулы. Сам Барак Хан был руководителем городов близ Сырдарьи и его интересы были понятны. Кайыпулы Хан сейчас был занят мыслями об отношениях с джунгарами. Кайыпула принял российское подданство, но не хотел терять связи с джунгарами, и конечно он думал об отношениях с другими ханами безграничных степей казахского ханства. Думал он и о его помощнике Кайреке, Хан ожидал новостей. Не просто так он отправил Кайреке в старший жуз. Хан периодически выезжал в степь и всматривался в даль в ожидании. Аксакал Минде всегда был рядом с Ханом. Старый мудрец поправлял выводы Хана или поправлял его решения. Минде прожил свою жизнь в разных родах казахов чужаком и знал менталитет родов и их недостатки. Хан же ждал новостей о визите русских к другим ханам. С чем они поехали к ним? C какими предложениями? Кайыпулы Хан знал, что не признал сына Абулхайра, как наследника и это могло больно ударить по его позиции в степи. Вот чего он опасался. Старый аксакал Минде сидел перед рекой и пел старую песню о временах Чингиз хана. — Присядь Хан, отдохни от мыслей. Дай лошади отдохнуть. Мысли вечны если есть что терять. Хан спешился и помыв руки в реке присел рядом с аксакалом. Аксакал поклонился сразу реке. — Прощения попроси у духов воды. Нельзя просто так беспокоить воду. Еще Чингисхан говорил не трогать воду просто так, а если использовал попроси прощения или дар оставь духу воды. Хан, посмотрев довольно надменно не сдержался. — Ты старик уважаемый и знаешь, что наш род принял Ислам и для нас есть только всевышний Аллах и его пророк Мухаммед. Да будет доволен им Всевышний. В Коране нет духов воды. Хан отвернулся и разложил несколько камешек на земле приговаривая про себя что-то. Аксакал знал страшный нрав Хана. — Ты хан мудрен не по годам. Прости старика. Но вот знаешь ли ты чем твой род живет сейчас? Праздник готовят молодые джигиты и девушки. Ты знал об этом? Хан посмотрел исподлобья…

II
Широко раскинулась кыстау Хана Кайыпулы. Все были заняты своими делами с раннего утра. Женщины занимались хозяйством, мужчины были заняты охотой и заботами о своих отарах. Молодые джигиты то и дело любили проверить свою удаль в борьбе или в стрельбе из лука. Как и во все времена молодые люди мечтали, что станут батырами и принесут славу своему роду. Роды шекты, шомекей, бозгыл, карасакал все были преданы хану Кайпулы. Лучшие молодые джигиты этих родов были готовы идти за ним. В сердце держа всегда любовь к Аллаху и свой боевой клич, уран «Дойт» вычеканенный на их Тамгах. Еще помнили все ханы трех Жузов и жители степей битву у Анракайских гор и годы великих бедствий, когда Джунгары смогли захватить территорий у Иртыша, Тарбагатая, Семиречья все эти события воспевали в песнях куйши вечерами, в назидание молодым. В народных преданиях Анракайские горы носят название «место стонов и рыданий врага». Помнили, конечно, кочевники и когда объединились все три Жуза казахов на Каракумском Курултае против Джунгар и смогли отстоять свою землю во главе с Абулхайр Ханом. Цинский Китай сейчас на своих границах теснил Джунгар. Китайские летописцы тогда писали, что Джунгары это часть монгольского народа Ойрат. В степи говорили это эхо Чингисхана. Хан Кайпулы сидел в своей юрте один. Поглотили его мысли о выборе решения для его рода. Выбор был сложный. Русская императрица Елизавета не признала его даже как Хана родов шекты, шомекей, бозгыл, карасакал. Нуралы же сына Абулхайр Хана королева России Елизавета Петровна признала Ханом и грамоту даже дала, на правление. Значит за ним теперь сила, уступил я ему Младший жуз, все попытки стать Ханом младшего жуза были напрасны. О Всевышний нет за мной поддержки сильных родов степей. Говорил себе Кайпула. Ничего не изменишь сейчас. Все по воле Всевышнего. В любом случае молодец Кайреке не зря я тебя посылал, и узнал все что мне нужно и торгует хорошо. Надо наградить его обязательно. Джунгары. Соседи проклятые. Сейчас Джунгар теснят китайцы и разобьют. Их тьма цинцев. Но надо поддерживать пока с Джунгарами хорошие отношения. Они еще сильны, но не устоят Джунгары без хана своего Цэвана-Рабдана. Забрал, призвал его их Бог. Теперь родственники Цэвана и дети перегрызут друг друга в борьбе за власть и цинцы легко их перебьют. Сколько раз такое было и в наших Жузах, раздумывал Хан Кайпула вспоминая рассказы аксакалов о времени, когда Казахи разделились на Жузы. Исчезло Казахское ханство Жанибека и Керея. Первое знамение смутного времени это было. Мой род Алимула исчезнуть не должен даже если в степь придут раздор и интрига. Он вспоминал слова из священного Корана: Сражайся на пути Аллаха, ведь ты несешь ответственность только за себя самого, и побуждай верующих. Быть может, Аллах удержит мощь неверующих. Аллах могущественнее всех и суровее в наказании. Были времена и тяжелее. Сказал себе Кайпула. Накинув на себя шубу из верблюжьей шерсти и выпив теплого молока с бараньим маслом, Хан дал указание позвать к нему старика Минде и всех Хаджи. Кайпула еще в юности учился в Бухаре и особо ценил людей знающих и способных высказать мнение Корана. Хотел он узнать мнение старцев о цинцах, и возможности признать власть Пекина над ним. Но явно и сразу об этом говорить он, конечно, не будет. Надо для начала выслушать их.

Кыстау- место постоянной зимовки
Хаджи- мусульманин совершивший Хадж

III
Казахи говорят: «Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага»

После удачной охоты на лис хан младшего жуза Нуралы вернулся в свое кочевье в хорошем настроении. Нет ничего лучше для кочевника чем удачная охота с соколом. Любил хан Нуралы охоту и схватку на кошме. Помнил он отца своего Абулхайр хана, который никогда не отказывался от куреса если была возможность. Помнил всегда он и как убили его отца. Когда Абулхайр возвращался с дороги Канифа юлы, и неожиданно появились войны султана Барака и хана Кайпулы, хану Абулхайру сразу указали что нападающие превосходят его отряд по численности и необходимо ему скрыться. В гневе не сдержался тогда Абулхайр хан: не гоже Хану своих земель убегать.Абулхайр хан принял бой и погиб в нем. Но сделанное им осталось в наследство сыну его Нуралы. Омыв руки и лицо Нуралы вошел в свою юрту. Дастархан был уже накрыт, и жена его Рысс Ханым разлила катык по кесе и нарезала мясо. Нуралы увидев готовый дастархан улыбнулся своей жене и сказал – Позови Анашим мою. Сам мясо нарежу. Ты, как всегда, все успеваешь. Спасибо!.Рысс Ханым улыбнулась и не поднимая взгляд вышла из юрты. В пример ставили подчинённые роды отношения Нуралы к своей жене. Но при этом помнил Нуралы и то, что использовал Барак султан младшую жену своего отца, для того, чтоб выследить его и убить при возвращении по дороге Канифа юлы из уруского города Орска. Нуралы сразу отпил катыка и почувствовал, как он проголодался. Горячий суп из свежей баранины сразу его согрел, и он принялся к трапезе. Мама Нуралы пришла не сразу. Знала она что сын с охоты и конечно голоден. Сытый мужчина добрый мужчина говорят в казахских степях. Мама Нуралы Бопай ханым решила пока дать указания женам своего сына и проверить порядок у посла с русских земель Теке. Видела она как этот русский намаз читал. Только при разговоре с сыном она узнала, что Теке татарин. Мусульманин значит. Она знала, что татаров всех еще при Чингисхане уничтожали пока не примкнули роды татарские к Чингисхану. С тех пор татаров и забросило в чужие земли. А мусульмане все равно все братья друг другу помнила мудрая Бопай ханым. Но имя было у него на уруский лад. В народе его прозвали катал Теке. Очень строг он был с подчиненными и в разговорах всегда говорил с уважением и читал с бумаг все, о чем говорит. Знал он языки казахских степей и в войнах был не раз. Это рассказывали уже его джигиты. За что в народе уважали его и боялись за строгость. Помнила Бопай ханым обещание царицы российской о помощи их жузу. Тогда Бопай ханым сама написала письмо царице российской. «Продолжала она дело мужа своего Абулхайр хана», — Ну устоять жузам казахским без помощи урусов говорил муж ее. Признала царица Российская ее сына ханом младшего жуза. Но хотелось Бопай ханым чтоб сын ее был оглашен ханом всех земель казахов. Но не услышала она этого. Сомнение тогда пришло в ее сердце. -Знает царица бескрайних земель, что Аблай хан сейчас руководит средним и старшим жузами и добился мира с цинцами после двух лет войны. Это играло важную роль в ее решении. После всех дел зашла она в юрту своего сына. – Говорят хорошо охота прошла у тебя. Угодил тебе дастархан сынок? Нуралы выражая уважение склонил голову и сказал. — Спасибо большое за дастархан и твое внимание Анашим. Бопай ханым присела и отпила горячего супа и аккуратно начала разговор. — Все по воле всевышнего. Его благодарить надо и твою мудрость. Катал Теке злой ходит говорят никак узнал что хан Кайпулы послов к цинцам отправил.Торговцы, которые приехали говорят Аблай хан мир заключил с цинцами. Не смогли они его жузы одолеть. А Кайпулы на двух седлах сидит. С джунгарами дружит и цинцами. Я торговцам по барану даю и жун тоны. Узнают они все что говорят в степях наших для нас. Урусы новые крепости строят в нашем жузе. Многие роды остаются в их аулах. Давай положу еще мяса сынок. Нуралы знал, что его мать очень мудрая и отец его это всегда подчеркивал. — Анашим вы, как всегда, знаете больше моего. Катал Теке, отговорил меня мстить за отца Барак султану. Говорит не время сейчас. Не доволен он что мы без договорённости с остальными жузами в подданство к урусам вошли. В жузах роды разные хотят цинцов признать ханами своими. Он говорит: Аблай хан хоть и отвоевал мир да не все роды довольны. Не верили роды старшего и среднего жузов что урусы помогут. Но урусы Аблай хана из плена освободили и теперь он силен как хан в родах, которые с ним. В подданство к урусам хан Абылай не спешит. Значит силу чувствует. Катал Теке, сказал время еще нужно. Цинцы за мир данью обложили Аблай хана и аманатом взяли его родственника. Сейчас урусы не готовы войсками своими входить, пока все ясно не будет с дорогами и отношениями между нами ханами. Бопай ханым слушала сына своего внимательно и решила подсказать ему. — Ты сынок умен. Может и нам цинцам дары отправить? Но не сообщать катал Теке. Очень уж легко старший и средний жуз ладят с цинцами говорят торговцы. Урусы тебя ханом всех жузов не признали. Надо может и отношения с цинцами не ухудшать? Кто знает куда пойдет Абылай. Если цинцы его признают своим и войсками на нас пойдут? Их тьма у нас и стрел не хватит. Урусы пока своих батыров к нам не отправили. Все войска урусов в Яике стоят и не идут дальше, торговцы врать не будут. Джунгарам они урусы говорят письмо отправили, и они нам страшны теперь. Нуралы знал о письме джунгарсому хану от урусов. Но теперь угроза идет от цинцев. Он всегда замечал осведомленность матери и прерывать не решался. Все она говорила по делу. Нуралы слушал внимательно. Он сегодня с катал Теке будет разговаривать и хотел узнать, когда он уже уедет и что ожидать им. Зима скоро закончится и начнутся споры в родах его о лучших кочевьях, а там и недалеко до распрей внутри жуза. Надо к этому готовым быть. А для этого сила нужна которую видели бы роды его и воздержались от ненависти друг к другу. Думал он и том, чтоб написать царице бескрайних земель о том, что хан Аблай ненадежен и может стать порой для цинцев. Но своих послов с дарами все-таки решил отправить цинскому хану.

Абулхайр хан — первый хан Младшего жуза (1718—1748).
Нуралы хан 2-й хан Младшего джуза. Царствование. 1748-1786. Сын Абуль-Хайр-хана
Курес -борьба катык-кисломолочный продукт, распространённый у тюркских народов, в Иране, в Ираке, на Балканах и в Болгарии. Дастархан — астарха́н (перс. دسترخوان‎, тадж. дастархон, урду دسترخوان, азерб. dəstərxan, каз. дастархан, кирг. дасторкон, узб. dasturxon) — в Средней Азии, а также у некоторых других народов Востока: скатерть, используемая во время трапез.
Аманат- заложник. Обычай давать заложников в обеспечение должного исполнения договора был в общем употреблении в тюркском мире.
Анашим- мама, урус- русский, катал Теке – қатал-жесткий – речь идет о Кутлу-Мухаммеде Тевкелеве 1674—1766 — татарский мурза из рода Тевкелевых, российский дипломат. Жун тоны-шерсть. Абылай-хан (1771 – 1781) признанный большей частью всех трёх жузов. (средним и старшим) вел как и все ханы трех жузов политику отношений со всеми приграничными ханствами.

Atir2022-1975
Автор
Atir2022-1975
— Для Атоса это слишком много... А для графа Де ла Фер — слишком мало...
Рейтинг: 0
0



Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться