Баксы. Глава I
… Аид же мрачный
Опять тоской и воплями богат.
Софокл. Царь Эдип
I
Айнаш шла уже больше часа к третьему холму. В основании этого холма жил Баксы. Весь город Фараб знал этого врачевателя и слугу духов будущего и настоящего. Айнаш шла к нему, чтоб узнать, что ждет ее дочь Дару в семье Хорезм шаха. Сын его Джелалидин. Выбрал он Дару шестой женой и отправил богатый калым. Отказать, конечно, семья Айнаш не могла, но и узнать хотелось, что ждет ее дочь. Будет ли счастлива и не вернут ли ее по простой прихоти Джелалидина? Имам из центральной мечети города сказал ей: это великая милость семьи Хорезм шаха и Всевышнего для тебя Айнаш. Пусть не боится твоя семья родства с великими. Верила Айнаш словам Имама, но тайно решила навестить Баксы. Не одну жизнь спас Баксы в городе Фараб, и жители были благодарны ему и говорили о нем разное. Кто-то говорил, что он сикыршы другие что он шебер. Но кто знал правду говорили только хорошее. Говорили Кайр-хан родственник Хорезм шаха Мухаммеда, и наместник города Фараб к нему обращался и получил лечение. За десять дней вернул в седло Хана Баксы. После этого Хан хотел забрать его в город и держать при себе. Но Баксы вежливо отказался. Отказ Хан принял с раздражением, но надо быть благодарным за выздоровление, говорил ему Имам советник. Не хотели городские лекари и имамы видеть в городе Баксы. Он для них был многобожник. Ходили слухи, что он юность провел в Китае и с учителем приехал в Фараб. В Фарабе же его учитель и умер. Часть из этого правда. Действительно он обучался в Китае у одного из лучших даосских мастеров. Тяжело шло обучение, но желание постичь науку врачевания не оставляло его никогда. Уже в Фарабе, когда они приехали в поисках старых книг, его учитель почувствовал, что его призывают предки. Умирая, его учитель наказал ему: — Мой путь закончен. Теперь ты обладаешь всеми знаниями, которые знал я. Лечи людей не за деньги и славу. Лечи всех из милосердия. Богатые живут желудками и страстью. Бедные желанием стать богатым. Мастера своего дела стремятся к совершенству. Все они будут приходить к тебе. Не отказывай никому. Духов просто так не беспокой. Троичное дыхание не забывай. Умирать будет легко, когда придется оставить этот мир. На утро того учитель Баксы оставил этот мир. Горевал Баксы несколько недель и читал молитвы, но заветы учителя запомнил. С тех пор Баксы поселился у города Фараб, после третьего холма в низине у реки. Народ приходил к нему за разными травами и снадобьями. Даже рожениц возили к нему после того, как он смог перевернуть ребенка в животе и вызвать роды у одной богатой жительницы города. Люди из благодарности несли ему свои дары. Денег Баксы не брал, только еду и семена. Айнаш подошла к юрте и присела у входа. Торбу с подношением положила рядом. Заходить она не решалась. Она знала Баксы сам выйдет. Так и произошло. Но вышел Баксы с распущенными черными волосами и на лице был виден пепел. Словно несчастье у него произошло. Никогда таким его она не видела за свои три или четыре прихода к нему. — Что ты хочешь? С чем пришла? Баксы, не поворачиваясь к Айнаш присел на топчане перед юртой. Айнаш не стала показывать удивление. – Баксы уважаемый. Вот муж мой передал вам самые дорогие чаи и сырне с утра приготовила вам. Лепешки свежие. Муж благодарит за помощь. Боли прошли в боку у него. Молодым говорит чувствую себя. Травы пьет и молитвой вспоминает вас. — Баксы дочь у меня замуж выходит за сына Хана наших земель. Прошу тебя спроси у духов, что ждет ее? Боюсь я за нее. Месяц назад двух дочерей из рода Дулат, домой вернули родственники Хана. Сказали нечистые они были. Я знала и родителей этих девушек и их самих. Не могли они быть нечистыми. В любви и заботе росли они, как и в строгости отцов своих. Позор навлекли на них этим и весь город теперь шепчет, род запятнали позором. Вот и страх у меня в сердце. Единственная дочь у меня Дара. Муж сказал к вам пойти и молить вас поговорить с духами. Что они скажут? Айнаш поклонилась и глаза ее просили помощи. Баксы повернулся к Айнаш и взгляд его пронзил ее. Глаза у него были белые. Не было зрачков. Айнаш от испуга опешила и подалась назад, ища руками на что можно опереться. – Города не будет. Никого не будет. Уезжайте из города. Никто не вспомнит о спорах и долгах. Дочь твоя погибнет если отдашь ее. Через пять месяцев никто не вспомнит кто тут жил и во что верил. Опозорил Хан Хорезмский священные предписания уважать равного и придет теперь дух с горы Булхан Халдун. Иди женщина и уходи из города с семьей своей если хотите жить и обрести старость спокойную. Муж у тебя богобоязненный. Пусть молится каждый день и жертву принесет, пусть просит помощи у вашего Бога. Он подскажет куда вам надо идти. Пока есть еще время. Живы еще посланники “равного” в городе. Айнаш поклонилась и побежала в сторону города. Страх одолел ее сердце. Что он говорит? Зачем так пугать? С ума сошел Баксы совсем? Надо мужу все рассказать. Он, наверное, поймет. Сердце хотело выпрыгнуть из сердца Айнаш. Все слова Баксы она запомнила. Страх он все помнит. Баксы встал с топчана и отпил воды и чувствовал ветер на своих щеках. Глаза спустились из-под век. Духи природы и предков отпустили его. Ночью сегодня во сне к нему пришел его учитель и наказал ему уходить из этих мест на юг. Проснулся он сразу же как учитель ушел. И ночью же разжег Баксы травы и начал ритуальный танец с гортанным пением. Всю ночь духи не отпускали его тело и говорили с ним. Видел он горы и степи. Огромную армию. Оскорблённое самолюбие испытанного жизнью война и Бога Тянь-Ди рядом с ним. Но самое страшное, что он увидел это горящий город Фараб. Не было ничего кроме камней от стен и трупов людей и животных.
Баксы, бакши или бахши у казахов и киргизов — шаман
Фараб (ныне Отрар) – один из крупнейших городов Средней Азии, В Южно-Казахстанской области. Город расположен в низовьях реки Арысь, в 57 км южнее города Туркестан.
сикыршы -чародей, волшебник
шебер- мастер, умелец
сырне — Это блюдо придумали степные кочевники — казахи. Когда резали барана его негде было хранить, и чтобы мясо не пропадало целого барана разделяли на средние куски и томили в собственном и луковом соку, а для того, чтобы томление подходило лучше казан, накрывали желудком.На сегодняшний день это блюдо претерпело некоторые изменения.
II
” Пусть все те, кто верят в Аллаха и в Судный день, окажут своему гостью радушный приём” Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)
«Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» Апостол Павел
Много говорили о моголах в бескрайних степях и об их походе на Китай и о том, что объединил один воин все монгольские племена и стали они силой непобедимой. Амгалана посла Чингизова принял Кайр-хан сразу же. До приезда Амгалана Чингисхан отправил Хорезм Шаху караван из пятисот верблюдов, навьюченных подарками и письмом к Хорезм шаху, где признавал завоевания воинов Аллаха и предлагал дружбу и торговлю. Хорезм шах ответил тем же и отправил в ответ Чингисхану свои караваны. Теперь Амгалан привез новый караван подарков Хорезм шаху. Но Кайр-хан помнил слова своего повелителя: если послы не будут в поведении своём признавать власть Хорезм шаха, караван оставить, послов убить за неуважение. Оскорблен был Хорезм шах Мухаммед словами Чингисхана в его письме «любимый сын» рассматривал он это как обращение к рабу своему. У тюрков такое обращение не подчеркивало власть и одновременно подчеркивало подчинение. Кайр-хан был родственником Хорезм шаху Мухаммеду и держал себя, как и положено наместнику города от семьи повелителя. Амгалан вошел в шатер и приветствовал Кайр-хана прижав правую руку к сердцу. — Можете проверить все что мы привезли для вашего повелителя. Обратился Амгалан. Кайр-хан принял приветствие и пригласил Амгалана к накрытому столу. — Прошу тебя дорогой гость поешь с дороги. Отдохни. Дорога была долгой. Омыть руки можешь вот тут. Указывал Кайр-хан на небольшой сосуд рядом со столом. Амгалан почувствовал оскорбление. — Негоже послу Чингисхана омывать руки сгибая спину всего лишь перед наместником города. Пусть твой слуга поднесет ко мне сосуд для омовения. Кайр-хан помнил о словах своего повелителя — Ты считаешь в моем доме можно меня оскарблять? Это слова варвара степей! Кайр-хан движением головы дал указание страже. Трое стражников практически мгновенно и одновременно воткнули свои копья в тело Амгалана. Амгалан только успел, захлебываясь кровью сказать. – Ты нарушил правило гостя. Услышал его слова Кайр-хан или нет об этом никто не знает. Кайр-хан подошел к телу Амгалана и наступил ногой на голову. Тело еще дергалось в конвульсиях — Всем, кто с ним пришел, отрубить головы и повесить на стенах города. Эти варвары считают, что могут быть наглыми в доме Хорезм шаха Муххамеда. Наместника Аллаха на земле. Отправьте весть повелителю, что все послы казнены. — Будем ждать в помощь войска из Гурганджа. Кайр-хан направился в свои покои вознести молитву всевышнему чтобы он укрепил его перед сражением, которое нужно теперь ожидать. В Фарабе у Кайр-хана было пятьдесят тысяч воинов. Все войско Хорезм шаха это четыреста тысяч воинов. Бояться нечего говорил себе Кайр-хан. Варвары не умеют сражаться, в поле мы их легко перебьем. После того как Хорезм-шах Мухаммед получил письмо от Кайр-хана о произошедшем с послами он созвал всех советников и военачальников, чтецов священного Корана. Мать Хорезм шаха Мухаммеда Теркен Хатун как только узнала о случившемся. В разговоре с сыном предложила ему использовать войну с ворами степей для устранения возможных заговорщиков среди военачальников в Фарабе. Разные воинственные роды хотят получить власть в Хорезме и не раз Хорезм шах Мухаммед раскрывал их сговоры и казнил виновных и невиновных как урок для тех, кто задумал получить власть над Хорезмом. Не для этого отец его Текеш оставил ему огромную империю, чтоб он тень Аллаха был обманут и убит заговорщиками. Его владения простиралась от Аральского моря и низовьев Сырдарьи до Загроса, включая Дженд, Мангышлак, собственно Хорезм, Хорасан и Персидский Ирак. Совещание с приближенными советниками шло долго и военачальниками приняли мнение Хорезм шаха Мухаммеда не отправлять дополнительные войска в Фараб. Не в поле надо давать сражение говорили они. У варваров степей нет осадного орудия и по численности они уступят войску Кайр-Хана. Они или уйдут от города после попыток взять его, либо истощат себя. В этот момент Кайр-хан сможет их уничтожить. Только старый Гара возразил Хану. — Ты тень Аллаха на земле Махаммед. Все помнят битву на равнине Иламиш за Сырдарьёй, где смог ты победить каракитаев. Твое царство превосходит царство Искандера. Но не отправить войска к рабу твоему Кайр-хану это обречь на неизвестность город Фараб. Больше двухсот тысяч жителей там и налоги город собирает исправно, много хорошего мы получаем из Фараба. Что мы знаем великий Хан о варварах степей? Ничего. Хуже нет неизвестности великий Хан. Хрезм шах Мухаммед, не скрывая недовольства возразил ему. — Это воры и бандиты с дорог степей. Чего их опасаться? Наоборот, наши батыры и докажут, насколько они преданы мне. Бандитов с дорог степей они осилят. А вот этот червь Чингисхан должен будет наказан. Разберемся с каракитаями основательно и посадим Чингисхана в клетку на забаву народу.
Фараб (ныне Отрар) – один из крупнейших городов Средней Азии, В Южно-Казахстанской области. Город расположен в низовьях реки Арысь, в 57 км южнее города Туркестан.
Гургандж -Один из древнейших городов Туркменистана, с XI в. по XIII в. был столицей крупной средневековой империи, Государства Хорезмшахов, а также центром Хорезма вплоть до XVI в. До монгольского завоевания Хорезма в XIII в., являлся одним из крупнейших и богатейших городов Востока.
III
«Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере], поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву» (Сура «аль-Аля», 87 / 14—15).
«И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21:22).
Айнаш вернулась домой с переживаниями и мыслями о словах Баксы. Даже чай ее не успокоил. Муж ее только вечером придет с рынка. — Надо бы по дому все сделать и вечером мужу рассказать. Он больше моего знает. Погода стояла жаркая. Солнце пекло сильно. В обеденное время жители Фараба старались укрыться дома. Мастера и торговцы отдыха не знали. Много разных людей из разных земель были в Фарабе и всем мастера и торговцы старались угодить и меньше уступить в цене. На рынке Курмет муж Айнаш торговал жемисом которые привозили с земель Озбаков. Еще его отец торговал на этом рынке и сына он своего обучил молитвам, почитанию Всевышнего и его пророка и искусству торговли. Обучил он его и мастерству договоров с Озбаками. Всегда отец ему говорил: Доверие заслужить это спокойно жить. Верен слову верен делу. Помнил Курмет слова отца, всегда и везде их повторял про себя. Очень он доволен торговле был, когда базар наполнялся иноземцами и представителями Кайр хана из его сарая. Это значило и прибыль не даст себя ждать. Не забывал он и молитву Всевышнему вовремя читать, знал уже не молодой Курмет как хрупка жизнь и только Всевышний Аллах способен защитить его семью. День проходил быстро, Курмета все в городе знали, знали и что ряды жемиса всегда вкусные и сочные у него. К вечеру будучи в хорошем настроении собирался он домой, как заметил стражников из Сарая несущих, мешки, которые оставляли кровавые полосы после себя. — Никак казненные. Обезглавил Кайр хан виновных. Прошла мысль в голове. Весь базар наблюдал за нескончаемым строем стражников тянувшие за собой мешки. Тишина накрыла шумный базар. Никто и слова не осмеливался сказать все только смотрели. Такого количества казнённых Курмет еще не видел. — Ортага все ортага. В центр рынка все в центр рынка. Кричал один из стражников. Народ послушно обступил центр базара. Стражники из мешков начали вываливать головы в одну кучу. Больше часа вывали головы отрубленных послов и представителей Чингисхана. Все они были окровавлены и с выпавшими языками. Мухи сразу же облепили кучу отрубленных голов. После того как вывалили последнюю голову вышел хабарлаушы, глашатай дворца читал указ Кайр хана.- Наш великий хан Мухаммед тень всевышнего на нашей земле. Приказывает повесить головы бандитов на стены города и не снимать их пока птицы и время не оставят костей. Казнены представители бандитов и воров степей за грубость и неуважение к нашему великому хану Мухаммеду и его семье. Голос глашатая был поставленный и громкий. -Запрещается возносить молитвы по казненным или пытаться совершить обряд погребения. Всем, кто нарушит указ Великого хана приговор смерть. Хабарлаушы прочитав первый указа взял второй пергамент. — Наш великий Кайр хан! Наместник города Фараб! Готовится к походу на диких варваров наших степей. Посему указ! Для каждого ряда базара налог увеличивается в два раза. Для каждого дома налог увеличивается в два раза. Для каждого кто живет скотом налог, увеличивается в два раза. Бедняки и больные обязаны служить в обозах с продовольствием нашего великого хана. Дабы смыть молитвами и служением хану свои грехи перед всевышним Аллахом! Все молодые джигиты города Фараба обязаны войти в войско великого Кайр хана со своей лошадью и оружием. Кто нарушит указ. Приговор смертная казнь. По всему городу со стен читали указ хабарлаушы. Обеспокоился народ Фараба, но в толпе криков или недовольства не было. Война как-никак. Забыли уже жители Фараба налоги на войну с каракитаями и привыкли хоть и недолгому, но миру. Возвращался Курмет домой в тревоге. Говорили в народе о непобедимых кочевниках с горы Бурхан Халдун не знают жалости они и поражений. Все дороги к детям дракона они держат под своей властью. Переживал Курмет направляясь домой – В два раза налог подняли того и гляди, и визирь хана свой указ издаст там вообще уже ничего оставаться не будет. Проходят хорошие времена для торговли. Но что делать? Жизнь она всегда неспокойная. Придя домой и омывшись Курмет сразу направился в молельную комнату. Молился он, за богатый город, который его кормит. За победу хана над кочевниками в землях детей дракона. За семью свою и покойных родителей. С мечетей города, голоса имамов продолжали призывать к вечерней молитве Иша, жителей Фараба.
Жемис -сухофрукты, Озбаки -узбеки, Орта- центр, хабарлаушы-глашатай, Каракитаи или кара-кида́ни (что значит «чёрные кидани») — ветвь родственного монголам кочевого народа киданей, которая после разгрома государства Ляо, чжурчженями в 1125 году откочевала в Среднюю Азию, где заселила Таласскую и Чуйскую долины. Впоследствии каракитаи смешались в местной среде и тюркизировались. Иша, ночной намаз (ночная молитва) — ночная четырёхкратная молитва мусульман. Одна из пяти обязательных ежедневных молитв.
Опять тоской и воплями богат.
Софокл. Царь Эдип
I
Айнаш шла уже больше часа к третьему холму. В основании этого холма жил Баксы. Весь город Фараб знал этого врачевателя и слугу духов будущего и настоящего. Айнаш шла к нему, чтоб узнать, что ждет ее дочь Дару в семье Хорезм шаха. Сын его Джелалидин. Выбрал он Дару шестой женой и отправил богатый калым. Отказать, конечно, семья Айнаш не могла, но и узнать хотелось, что ждет ее дочь. Будет ли счастлива и не вернут ли ее по простой прихоти Джелалидина? Имам из центральной мечети города сказал ей: это великая милость семьи Хорезм шаха и Всевышнего для тебя Айнаш. Пусть не боится твоя семья родства с великими. Верила Айнаш словам Имама, но тайно решила навестить Баксы. Не одну жизнь спас Баксы в городе Фараб, и жители были благодарны ему и говорили о нем разное. Кто-то говорил, что он сикыршы другие что он шебер. Но кто знал правду говорили только хорошее. Говорили Кайр-хан родственник Хорезм шаха Мухаммеда, и наместник города Фараб к нему обращался и получил лечение. За десять дней вернул в седло Хана Баксы. После этого Хан хотел забрать его в город и держать при себе. Но Баксы вежливо отказался. Отказ Хан принял с раздражением, но надо быть благодарным за выздоровление, говорил ему Имам советник. Не хотели городские лекари и имамы видеть в городе Баксы. Он для них был многобожник. Ходили слухи, что он юность провел в Китае и с учителем приехал в Фараб. В Фарабе же его учитель и умер. Часть из этого правда. Действительно он обучался в Китае у одного из лучших даосских мастеров. Тяжело шло обучение, но желание постичь науку врачевания не оставляло его никогда. Уже в Фарабе, когда они приехали в поисках старых книг, его учитель почувствовал, что его призывают предки. Умирая, его учитель наказал ему: — Мой путь закончен. Теперь ты обладаешь всеми знаниями, которые знал я. Лечи людей не за деньги и славу. Лечи всех из милосердия. Богатые живут желудками и страстью. Бедные желанием стать богатым. Мастера своего дела стремятся к совершенству. Все они будут приходить к тебе. Не отказывай никому. Духов просто так не беспокой. Троичное дыхание не забывай. Умирать будет легко, когда придется оставить этот мир. На утро того учитель Баксы оставил этот мир. Горевал Баксы несколько недель и читал молитвы, но заветы учителя запомнил. С тех пор Баксы поселился у города Фараб, после третьего холма в низине у реки. Народ приходил к нему за разными травами и снадобьями. Даже рожениц возили к нему после того, как он смог перевернуть ребенка в животе и вызвать роды у одной богатой жительницы города. Люди из благодарности несли ему свои дары. Денег Баксы не брал, только еду и семена. Айнаш подошла к юрте и присела у входа. Торбу с подношением положила рядом. Заходить она не решалась. Она знала Баксы сам выйдет. Так и произошло. Но вышел Баксы с распущенными черными волосами и на лице был виден пепел. Словно несчастье у него произошло. Никогда таким его она не видела за свои три или четыре прихода к нему. — Что ты хочешь? С чем пришла? Баксы, не поворачиваясь к Айнаш присел на топчане перед юртой. Айнаш не стала показывать удивление. – Баксы уважаемый. Вот муж мой передал вам самые дорогие чаи и сырне с утра приготовила вам. Лепешки свежие. Муж благодарит за помощь. Боли прошли в боку у него. Молодым говорит чувствую себя. Травы пьет и молитвой вспоминает вас. — Баксы дочь у меня замуж выходит за сына Хана наших земель. Прошу тебя спроси у духов, что ждет ее? Боюсь я за нее. Месяц назад двух дочерей из рода Дулат, домой вернули родственники Хана. Сказали нечистые они были. Я знала и родителей этих девушек и их самих. Не могли они быть нечистыми. В любви и заботе росли они, как и в строгости отцов своих. Позор навлекли на них этим и весь город теперь шепчет, род запятнали позором. Вот и страх у меня в сердце. Единственная дочь у меня Дара. Муж сказал к вам пойти и молить вас поговорить с духами. Что они скажут? Айнаш поклонилась и глаза ее просили помощи. Баксы повернулся к Айнаш и взгляд его пронзил ее. Глаза у него были белые. Не было зрачков. Айнаш от испуга опешила и подалась назад, ища руками на что можно опереться. – Города не будет. Никого не будет. Уезжайте из города. Никто не вспомнит о спорах и долгах. Дочь твоя погибнет если отдашь ее. Через пять месяцев никто не вспомнит кто тут жил и во что верил. Опозорил Хан Хорезмский священные предписания уважать равного и придет теперь дух с горы Булхан Халдун. Иди женщина и уходи из города с семьей своей если хотите жить и обрести старость спокойную. Муж у тебя богобоязненный. Пусть молится каждый день и жертву принесет, пусть просит помощи у вашего Бога. Он подскажет куда вам надо идти. Пока есть еще время. Живы еще посланники “равного” в городе. Айнаш поклонилась и побежала в сторону города. Страх одолел ее сердце. Что он говорит? Зачем так пугать? С ума сошел Баксы совсем? Надо мужу все рассказать. Он, наверное, поймет. Сердце хотело выпрыгнуть из сердца Айнаш. Все слова Баксы она запомнила. Страх он все помнит. Баксы встал с топчана и отпил воды и чувствовал ветер на своих щеках. Глаза спустились из-под век. Духи природы и предков отпустили его. Ночью сегодня во сне к нему пришел его учитель и наказал ему уходить из этих мест на юг. Проснулся он сразу же как учитель ушел. И ночью же разжег Баксы травы и начал ритуальный танец с гортанным пением. Всю ночь духи не отпускали его тело и говорили с ним. Видел он горы и степи. Огромную армию. Оскорблённое самолюбие испытанного жизнью война и Бога Тянь-Ди рядом с ним. Но самое страшное, что он увидел это горящий город Фараб. Не было ничего кроме камней от стен и трупов людей и животных.
Баксы, бакши или бахши у казахов и киргизов — шаман
Фараб (ныне Отрар) – один из крупнейших городов Средней Азии, В Южно-Казахстанской области. Город расположен в низовьях реки Арысь, в 57 км южнее города Туркестан.
сикыршы -чародей, волшебник
шебер- мастер, умелец
сырне — Это блюдо придумали степные кочевники — казахи. Когда резали барана его негде было хранить, и чтобы мясо не пропадало целого барана разделяли на средние куски и томили в собственном и луковом соку, а для того, чтобы томление подходило лучше казан, накрывали желудком.На сегодняшний день это блюдо претерпело некоторые изменения.
II
” Пусть все те, кто верят в Аллаха и в Судный день, окажут своему гостью радушный приём” Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)
«Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» Апостол Павел
Много говорили о моголах в бескрайних степях и об их походе на Китай и о том, что объединил один воин все монгольские племена и стали они силой непобедимой. Амгалана посла Чингизова принял Кайр-хан сразу же. До приезда Амгалана Чингисхан отправил Хорезм Шаху караван из пятисот верблюдов, навьюченных подарками и письмом к Хорезм шаху, где признавал завоевания воинов Аллаха и предлагал дружбу и торговлю. Хорезм шах ответил тем же и отправил в ответ Чингисхану свои караваны. Теперь Амгалан привез новый караван подарков Хорезм шаху. Но Кайр-хан помнил слова своего повелителя: если послы не будут в поведении своём признавать власть Хорезм шаха, караван оставить, послов убить за неуважение. Оскорблен был Хорезм шах Мухаммед словами Чингисхана в его письме «любимый сын» рассматривал он это как обращение к рабу своему. У тюрков такое обращение не подчеркивало власть и одновременно подчеркивало подчинение. Кайр-хан был родственником Хорезм шаху Мухаммеду и держал себя, как и положено наместнику города от семьи повелителя. Амгалан вошел в шатер и приветствовал Кайр-хана прижав правую руку к сердцу. — Можете проверить все что мы привезли для вашего повелителя. Обратился Амгалан. Кайр-хан принял приветствие и пригласил Амгалана к накрытому столу. — Прошу тебя дорогой гость поешь с дороги. Отдохни. Дорога была долгой. Омыть руки можешь вот тут. Указывал Кайр-хан на небольшой сосуд рядом со столом. Амгалан почувствовал оскорбление. — Негоже послу Чингисхана омывать руки сгибая спину всего лишь перед наместником города. Пусть твой слуга поднесет ко мне сосуд для омовения. Кайр-хан помнил о словах своего повелителя — Ты считаешь в моем доме можно меня оскарблять? Это слова варвара степей! Кайр-хан движением головы дал указание страже. Трое стражников практически мгновенно и одновременно воткнули свои копья в тело Амгалана. Амгалан только успел, захлебываясь кровью сказать. – Ты нарушил правило гостя. Услышал его слова Кайр-хан или нет об этом никто не знает. Кайр-хан подошел к телу Амгалана и наступил ногой на голову. Тело еще дергалось в конвульсиях — Всем, кто с ним пришел, отрубить головы и повесить на стенах города. Эти варвары считают, что могут быть наглыми в доме Хорезм шаха Муххамеда. Наместника Аллаха на земле. Отправьте весть повелителю, что все послы казнены. — Будем ждать в помощь войска из Гурганджа. Кайр-хан направился в свои покои вознести молитву всевышнему чтобы он укрепил его перед сражением, которое нужно теперь ожидать. В Фарабе у Кайр-хана было пятьдесят тысяч воинов. Все войско Хорезм шаха это четыреста тысяч воинов. Бояться нечего говорил себе Кайр-хан. Варвары не умеют сражаться, в поле мы их легко перебьем. После того как Хорезм-шах Мухаммед получил письмо от Кайр-хана о произошедшем с послами он созвал всех советников и военачальников, чтецов священного Корана. Мать Хорезм шаха Мухаммеда Теркен Хатун как только узнала о случившемся. В разговоре с сыном предложила ему использовать войну с ворами степей для устранения возможных заговорщиков среди военачальников в Фарабе. Разные воинственные роды хотят получить власть в Хорезме и не раз Хорезм шах Мухаммед раскрывал их сговоры и казнил виновных и невиновных как урок для тех, кто задумал получить власть над Хорезмом. Не для этого отец его Текеш оставил ему огромную империю, чтоб он тень Аллаха был обманут и убит заговорщиками. Его владения простиралась от Аральского моря и низовьев Сырдарьи до Загроса, включая Дженд, Мангышлак, собственно Хорезм, Хорасан и Персидский Ирак. Совещание с приближенными советниками шло долго и военачальниками приняли мнение Хорезм шаха Мухаммеда не отправлять дополнительные войска в Фараб. Не в поле надо давать сражение говорили они. У варваров степей нет осадного орудия и по численности они уступят войску Кайр-Хана. Они или уйдут от города после попыток взять его, либо истощат себя. В этот момент Кайр-хан сможет их уничтожить. Только старый Гара возразил Хану. — Ты тень Аллаха на земле Махаммед. Все помнят битву на равнине Иламиш за Сырдарьёй, где смог ты победить каракитаев. Твое царство превосходит царство Искандера. Но не отправить войска к рабу твоему Кайр-хану это обречь на неизвестность город Фараб. Больше двухсот тысяч жителей там и налоги город собирает исправно, много хорошего мы получаем из Фараба. Что мы знаем великий Хан о варварах степей? Ничего. Хуже нет неизвестности великий Хан. Хрезм шах Мухаммед, не скрывая недовольства возразил ему. — Это воры и бандиты с дорог степей. Чего их опасаться? Наоборот, наши батыры и докажут, насколько они преданы мне. Бандитов с дорог степей они осилят. А вот этот червь Чингисхан должен будет наказан. Разберемся с каракитаями основательно и посадим Чингисхана в клетку на забаву народу.
Фараб (ныне Отрар) – один из крупнейших городов Средней Азии, В Южно-Казахстанской области. Город расположен в низовьях реки Арысь, в 57 км южнее города Туркестан.
Гургандж -Один из древнейших городов Туркменистана, с XI в. по XIII в. был столицей крупной средневековой империи, Государства Хорезмшахов, а также центром Хорезма вплоть до XVI в. До монгольского завоевания Хорезма в XIII в., являлся одним из крупнейших и богатейших городов Востока.
III
«Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере], поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву» (Сура «аль-Аля», 87 / 14—15).
«И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21:22).
Айнаш вернулась домой с переживаниями и мыслями о словах Баксы. Даже чай ее не успокоил. Муж ее только вечером придет с рынка. — Надо бы по дому все сделать и вечером мужу рассказать. Он больше моего знает. Погода стояла жаркая. Солнце пекло сильно. В обеденное время жители Фараба старались укрыться дома. Мастера и торговцы отдыха не знали. Много разных людей из разных земель были в Фарабе и всем мастера и торговцы старались угодить и меньше уступить в цене. На рынке Курмет муж Айнаш торговал жемисом которые привозили с земель Озбаков. Еще его отец торговал на этом рынке и сына он своего обучил молитвам, почитанию Всевышнего и его пророка и искусству торговли. Обучил он его и мастерству договоров с Озбаками. Всегда отец ему говорил: Доверие заслужить это спокойно жить. Верен слову верен делу. Помнил Курмет слова отца, всегда и везде их повторял про себя. Очень он доволен торговле был, когда базар наполнялся иноземцами и представителями Кайр хана из его сарая. Это значило и прибыль не даст себя ждать. Не забывал он и молитву Всевышнему вовремя читать, знал уже не молодой Курмет как хрупка жизнь и только Всевышний Аллах способен защитить его семью. День проходил быстро, Курмета все в городе знали, знали и что ряды жемиса всегда вкусные и сочные у него. К вечеру будучи в хорошем настроении собирался он домой, как заметил стражников из Сарая несущих, мешки, которые оставляли кровавые полосы после себя. — Никак казненные. Обезглавил Кайр хан виновных. Прошла мысль в голове. Весь базар наблюдал за нескончаемым строем стражников тянувшие за собой мешки. Тишина накрыла шумный базар. Никто и слова не осмеливался сказать все только смотрели. Такого количества казнённых Курмет еще не видел. — Ортага все ортага. В центр рынка все в центр рынка. Кричал один из стражников. Народ послушно обступил центр базара. Стражники из мешков начали вываливать головы в одну кучу. Больше часа вывали головы отрубленных послов и представителей Чингисхана. Все они были окровавлены и с выпавшими языками. Мухи сразу же облепили кучу отрубленных голов. После того как вывалили последнюю голову вышел хабарлаушы, глашатай дворца читал указ Кайр хана.- Наш великий хан Мухаммед тень всевышнего на нашей земле. Приказывает повесить головы бандитов на стены города и не снимать их пока птицы и время не оставят костей. Казнены представители бандитов и воров степей за грубость и неуважение к нашему великому хану Мухаммеду и его семье. Голос глашатая был поставленный и громкий. -Запрещается возносить молитвы по казненным или пытаться совершить обряд погребения. Всем, кто нарушит указ Великого хана приговор смерть. Хабарлаушы прочитав первый указа взял второй пергамент. — Наш великий Кайр хан! Наместник города Фараб! Готовится к походу на диких варваров наших степей. Посему указ! Для каждого ряда базара налог увеличивается в два раза. Для каждого дома налог увеличивается в два раза. Для каждого кто живет скотом налог, увеличивается в два раза. Бедняки и больные обязаны служить в обозах с продовольствием нашего великого хана. Дабы смыть молитвами и служением хану свои грехи перед всевышним Аллахом! Все молодые джигиты города Фараба обязаны войти в войско великого Кайр хана со своей лошадью и оружием. Кто нарушит указ. Приговор смертная казнь. По всему городу со стен читали указ хабарлаушы. Обеспокоился народ Фараба, но в толпе криков или недовольства не было. Война как-никак. Забыли уже жители Фараба налоги на войну с каракитаями и привыкли хоть и недолгому, но миру. Возвращался Курмет домой в тревоге. Говорили в народе о непобедимых кочевниках с горы Бурхан Халдун не знают жалости они и поражений. Все дороги к детям дракона они держат под своей властью. Переживал Курмет направляясь домой – В два раза налог подняли того и гляди, и визирь хана свой указ издаст там вообще уже ничего оставаться не будет. Проходят хорошие времена для торговли. Но что делать? Жизнь она всегда неспокойная. Придя домой и омывшись Курмет сразу направился в молельную комнату. Молился он, за богатый город, который его кормит. За победу хана над кочевниками в землях детей дракона. За семью свою и покойных родителей. С мечетей города, голоса имамов продолжали призывать к вечерней молитве Иша, жителей Фараба.
Жемис -сухофрукты, Озбаки -узбеки, Орта- центр, хабарлаушы-глашатай, Каракитаи или кара-кида́ни (что значит «чёрные кидани») — ветвь родственного монголам кочевого народа киданей, которая после разгрома государства Ляо, чжурчженями в 1125 году откочевала в Среднюю Азию, где заселила Таласскую и Чуйскую долины. Впоследствии каракитаи смешались в местной среде и тюркизировались. Иша, ночной намаз (ночная молитва) — ночная четырёхкратная молитва мусульман. Одна из пяти обязательных ежедневных молитв.
Вам могут быть интересны похожие материалы
Вопросы и комментарии 0