Иван Шмелёв "Пути Небесные"

Личный блог
25
6 минут на чтение



Удивительная незаконченная книга Ивана Шмелёва, откровенная, переносящая в другое измерение, благодаря особенной выразительности авторского текста.

Прочитав ознакомительный отрывок, я поспешила её купить к новогодним праздникам. История духовных просветлений, рассказанная от лица образованного инженера, материалиста и оптимиста заинтересовала. Символично, что основные действия в книге также происходят в канун Рождества и на святочной неделе.

Первые главы воспринимались как смесь страстей «Лолиты» В. Набокова и грехопадения с последующим раскаянием в стиле Ф. Достоевского.

Рассчитавшись, обратилась к отзывам.
Некоторые читатели писали о неприятном ощущении от книги и жаловались на кощунство и пошлость. Подобное мнение меня не удивило, местами казалось, что сюжет и текст уже за гранью, но я продолжила читать, так как с творчеством и биографией Ивана Шмелёва знакома и доверяю ему как автору. Значит так надо.

История знакомства молодой скромной девочки с миром искушений вызвала в душе глубокий отклик. Я периодически плакала, от внутреннего напряжения героини, которое передаётся через повествование и близко каждой женщине.

Чуть позже сюжет стал напоминать мне «Анну Каренину»- несчасную влюблённую, жестоко томящуюся между двух любящих мужчин, а в самой книге есть прямые отсылки к Пушкинской теме Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

Дойдя до командировки Виктора Алексеевича в Петербург, появились ассоциации с «Беспреданицей» Островского -множество поклонников и вожделеющих женихов, цыгане, споры и метания чья она жена и с кем быть главной героине.

Эпизод с метелью и сбившиеся с пути конëм Огарком напоминал «Метель» из повести Белкина. Позднее и наш Дима, с просветлëнным, но сокрушенным неразделëнными чувствами сердцем уйдёт на войну и погибнет там, подобно герою «Метели». А пути небесные сведут его возлюбленную с другим.

Маскарад, приготовления к нему, выбор платья с оголенными плечами, «тетя Паня», венгерка на вечере в Петербурге, граф и образы зла неожиданно вызывали асоциации с романом «Мастер и Маргарита», написанным параллельно в 1930-1940х.

Последняя глава «Исход» пронумерована 33ей. 33- возраст «ИСХОДА» Христа. Эта ассоциация навела на мысль, действительно ли книга не завершена?

Многие отзывы говорят о том, что идея книги противоречит парвославному воззрению и заключается в том, что душевное просветление следует за раскаянием, а раскаяние является следствием искушений.
Не соглашусь с этой мыслью. И хочу заметить, что не всем искушениям герои поддавались. Те, что привели к греху были искуплены болезнями и утратами, а соприкосновение с искушением не доведенное до греха, действительно, вызывало у героев душевную работу.

Я сформулировала бы идею следующим образом: у каждого свой посильный путь к свету и предугадать его невозможно. Кто знает, что творилось бы в душе у Дариньки, если бы она осталась в монастыре. Порой, для несовершенных человеческих воззрений земной путь человека выглядит как падение на дно. Также мы не можем предугадать как наш образ или наше действие может повлиять на ближнего — искусить, вдохновить, освятить или же вызвать зависть и очернить сердце. Этот мир душевных волнений нам не ведом. И мы можем лишь догадываться о мотивах и скрытой жизни душ нас окружающих.

Остаётся добавить лишь то, что история, скорее всего, автобиографична. В биографии автора также фигурирует святой Варнаава, Оптина Пустынь и воцерковление через супругу. Есть и другой прототип, более значимый — дядя жены автора. Тоже инженер, материалист, связавший жизнь с дочерью святителя Оптиной Пустыни — Даней и ушедший в монастырь после её смерти. Так что о продолжении истории можно догадываться, изучив материалы, касающиеся семьи автора.

Мария П.
Автор
Мария П.
Автор не рассказал о себе
Рейтинг: 0
0



Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться