2030. Пантеон языческих богов Владимира




Приближается, осталось несколько лет, до круглой даты: 1050 лет со дня «выбора Владимира».

«Как была крещена Русь». Великолепный сборник, выпущенный перестроечным политиздатом к 1000-летию крещения Руси. Тем, кому сложно читать научную литературу, понравится лёгкость изложения материала — он рассчитан на самого широкого читателя. Тем, кого современное религиоведение раздражает нарочитым мессианством, понравится беспристрастный, научный взгляд на религию и крещение Руси. Помимо советских историков, в сборнике есть работы авторов из соцстран.

Из описания: «Читателю предлагается яркий, увлекательный рассказ о трудном и во многом еще загадочном периоде, когда христианство стало официальной религией Русского государства. На широком фоне эпохи очерчены выдающиеся деятели Киевской Руси: князья Святослав, Ольга, Владимир, воеводы Добрыня, Свенельд и др. Читатель может также обратиться непосредственно к первоисточнику — «Повести временных лет», фрагмент которой включен в сборник. Здесь же помещены специальные работы ученых СССР, ГДР, ПНР. Эти исследования помогут хотя бы в общих чертах увидеть международные связи Древней Руси».

Год издания 1988-й.

Пантеон

Вторым государственным делом (в летописи все это под 980 годом) Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором».

Существует предположение, что это уступки Владимира старой киевской знати, тем «старцам градским», кто помог ему войти в Киев. Считают также, что существовала традиция, когда новый князь должен был «обновить» обветшавшие фигуры. Последнее маловероятно, во всяком случае, мы не видим в наших источниках нужных аналогов. Наконец, считают — и это наиболее распространенная и хорошо аргументированная точка зрения, — что Владимир пытается создать в Киеве нечто вроде пантеона главных славянских богов, то есть предполагается попытка князя противостоять христианскому проникновению традиционной идеологической системой.

Исторически такие попытки не новы. Подобные пантеоны знал Рим, где божества покоренных народов прямо включались в систему государственных культов, аналогично действует Константин Великий в канун признания христианства государственной религией. Что должны были возвестить городу и миру — Киеву и Руси — эти идолы? Соединение прежних богов в единый религиозный ансамбль? Символ государственного единства? Маловероятно.

Киевская Русь изначально — объединение полутора десятков племенных союзов, более сотни племен. И в каждом — свои племенные боги, мало пригодные к условиям большого государства, устраивающегося на совершенно иных основах, чем прежние родоплеменные союзы, чем прежние общины.

В древнем славянстве мы имеем дело не с пантеоном, а с пантеонами племенных богов, не с едиными языческими «представлениями славян о природе», а со сходными анимистическими, тотемистическими и т. д. представлениями, едиными по существу, но разнящимися в местных культах отдельных племен. Слияние такого рода пантеонов в единый, так сказать, «пантеон» — вполне безнадёжно практически и совершенно непригодно для целей феодального государства. Классового неравенства, уже реально сложившегося, ни один из прежних языческих богов не мог ни утверждать, ни оправдывать. Ни Перун, чье дело — война, гроза и буря, ни Хоре — солнце, совершающее огненный путь по небу, ни Велес — хранитель мирных стад…

Чаще всего верховным богом называют Перуна, но, например, свидетельство арабского путешественника сохранило еще одного «верховного» славянского бога. Ахмет Ибн Фадлан наблюдал русское святилище и разговаривал с русским купцом, приносившим при нем жертву. Вот что увидел любознательный путешественник, подчеркивающий, что подобное делает каждый из прибывших на торг купцов-русов. Святилище — высокий столб, вкопанный в землю, в верхней части с резным лицом, которое Фадлан называет «похожим на человеческое». Вокруг этого изображения стоят такие же, поменьше. За каждым из малых вкопан столб несколько более высокий, чем фигуры. К идолу приходят и приносят хлеб, мясо, молоко, лук и какой-нибудь алкогольный напиток.

Обряд состоит в том, что купец, простершись перед изображением, подробно перечисляет всё, что привез на продажу, затем оставляет принесённые им продукты перед столбом и просит, чтобы божество послало ему выгодного покупателя. Если торговля не ладится, купец терпеливо дважды и трижды возвращается к идолу, а если и это не помогает, то приносит подарок одному из малых изображений, говоря, что это «жена господина». Если дела идут успешно, то приносится крупная жертва: убивают нескольких животных, например овец. Мясо раздаётся бедным, а часть его раскладывается перед всеми идолами. Головы жертвенного скота насаживаются на высокие столбы. Фадлан подчёркнуто объективен, но в его пересказе проглядывает мусульманин, с презрением относящийся к таким примитивным верованиям. Фадлан выдает себя, замечая, что ночью всё поедают собаки, а тот, кто принёс жертву, уверен, что это «господин соблаговолил ко мне и съел мой подарок». Думаю, что и купец не хуже Фадлана знал о местных псах. Важно другое — это главное божество не Перун: мы не знаем жён этого «господина».

Вряд ли языческий пантеон Владимира мог иметь успех. Трудно предположить и веру князя в то, что этот составной культ может хоть как-то привиться, тем более что на него может опереться государственная политика. Уже достаточно долгий срок христианство существует в Киеве вполне легально, какая-то часть боярства и дружины крещены, преимущества христианства в обществе, которое складывается и развивается на Руси, очевидны. Киев постоянно и тесно общается с христианским Западом и Югом. Разрушается община, прежние идеалы, прежняя вера рушатся под давлением нового мировоззрения.

Реальный исторический Владимир церкви был не нужен, мешал ей.

Владимир в освещении тенденциозных источников прошлого предстает как некая плоская фигура, имеющая всего два измерения.

В частности, у него кроме нескольких законных жён (язычнику это можно) собран гарем. Что гарем — три гарема: в Вышгороде, в прежней резиденции Ольги, триста наложниц, в Белгороде ещё триста и ещё двести в безымянном сельце, которое — Летописец точен — «сейчас называют Берестовое».

Таков первый образ князя. Второй — Владимир крещёный. Строит храмы, раздает милостыню нищим, он усердствует в покаянии, вообще он — «новый Константин Великого Рима», то есть Киева. Куда делись восемьсот наложниц, наши авторы не знают и знать не хотят. Таков второй Владимир летописи, «Жития», похвальных «Слов» — князь, полностью готовый к канонизации.

«Робичич» воспитывался без матери. Есть летописное свидетельство, что разгневанная на Малушу Ольга отослала ее в какое-то село и сама занялась воспитанием внука. Очень может быть, что и не разгневалась, в конце концов появление Малуши было волей Святослава, а вообще воспитывала всех внуков сама. Святослав, как известно, в Киеве почти не бывал, так что Владимир с детства больше слышал о подвигах отца, чем видел его самого, а у христианки Ольги были свои виды на внуков.

Владимир прошёл все ступени княжеско-дружинного обучения, был, по обычаю, года в три-четыре «всажен на конь», а последующие походы князя показывают, что воинское обучение его было успешным. Правда, ни военными талантами, ни рыцарской доблестью князь не блистал, на отца, на Святослава, он не походил совершенно и был достаточно осторожен в личном участии в сражениях. В одной из схваток с печенегами под Васильевом, в которой победили печенеги, бежавший Владимир спрятался под мост и там отсиделся.

Ещё больше характеризует его испуг то, что, избавившись от опасности, князь устраивает восьмидневный праздничный пир. Для этого пира наварили триста мер мёду. Каков был объём меры в Киеве в X веке, мы не знаем, в XVII веке мера была равна примерно 775 литрам. Праздник продолжился в Киеве, и везде Владимир созывал народу «бесчисленное множество».

Пиры Владимира, упомянутые летописью и хорошо известные по былинам, — это одновременно и форма совещаний князя с дружиной и боярами, и форма общения с народом, ибо к столам Владимира имели доступ не только знатные, но и простые мужи.

Добрыня — второе «я» Владимира. Очень вероятно, что многое в религиозной «реформации» конца X века подготовлено именно им.

За время княжения в Новгороде он должен был хорошо узнать и славянских северных, и, от варягов, скандинавских, и финно-угорских, «чудских», богов и духов; в Киеве — скрещении многих торговых путей — жили хазары с Волги, исповедовавшие иудаизм, мусульмане с Востока и из Камской Болгарии, знали здесь и огнепоклонников тогдашнего Азербайджана, и множество других верований разноплеменного, пёстрого и разноязыкого тогдашнего мира. Всё это Владимир, как политик и государственный деятель, должен был знать и оценивать задолго до того дня, о котором рассказывает легенда «выбор веры».

Брак наследника, Оттона II, был торжественно заключён в Риме 14 апреля 972 года. Прямая династическая связь Рима и Царьграда была установлена.

Наутро 11 декабря 969 года Иоанн, Феофано и те, кто только что убивал Фоку, торжественно, с большой свитой прибыли в храм святой Софии. Цимисхий потребовал, чтобы патриарх немедленно венчал его короной Византийской империи. Феофано стояла рядом. Легко представить себе, чего ждала эта женщина, цинично и тонко рассчитавшая свои действия, но того, что произошло здесь, в храме, она не ожидала и не предвидела.

Патриарх понял: перед ним император и следует делать так, как угодно ему. Полиевкт прошел сугубую школу монашеского послушания и придворных интриг, он нашел выход немедленно. Весь свой гнев! патриарх обрушил на только что преданных Цимисхием друзей. Потребовал изгнания обоих. Цимисхий промолчал: грешниками распоряжается церковь. Потребовал изгнания Феофано. Цимисхий не возражал — тоже дело патриарха.

Перед отъездом она повидалась с сыном Василием, который, по обычаю, стал соправителем Иоанна, столь молниеносно надевшего венец римских царей.

Итак, царствует Иоанн, совсем по-евангельски — не успел пропеть петух, — отрекшийся от друзей, от женщины, с которой, казалось бы, накрепко связан не только кровавым убийством. В Константинополе такое вряд ли кого удивило.

Вот теперь нам станет до конца понятен отказ бесстрашного Святослава от поединка с Цимисхием: ни на йоту не верил князь в честность этого поединка, ясна и отповедь его римскому кесарю. Князь-воин разбирался в придворных «тайнах» Византии, хорошо знал своего врага, не случайно так презрительно напомнил ему про те «многие способы смерти», которые Цимисхий умел избирать для других.

Конечно же «троянские кони» Царьграда — не те юные и не очень юные девы, которых отправляли за море.



Есть основания полагать, что разнообразные племена и народности белой расы, населявшие Европу в I тыс. до н.э. и в первой половине I тыс. н. э., были более близки друг к другу по языку, культуре и обычаям, чем их современные потомки. Тот же Цезарь в мемуарах сообщает, что германский вождь Ариовист бегло говорил на одном из кельтских наречий. А древнеримский автор II в. н. э. Дион Кассий вообще считал, что германцы и кельты — это один и тот же народ. В его сочинениях встречается такая фраза: "… некоторые из кельтов, которых мы зовём германцы". первое же упоминание о славянах, которое известно современной исторической науке, датировано началом VI в., и принадлежит готскому историку Иордану, хотя никто не будет спорить с тем, что предки славян расселились по территории Евразии задолго до того, как о них стали свидетельствовать учёные мужи.(Руны. Древняя германская гадательная система. Под. ред. К.С. Царихина).



Автор этих строк прошёл обряд имянаречения под Калугой, в капище ССО. Капищами называются места языческих сборов и обрядов с соответствующими культовыми сооружениями и изваяниями. ССО это Союз Славянских Общин. Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры существует с 1997 года и ставит перед собой цели и задачи, как это можно узнать на странице организации в соцсети ВКонтакте, направленные на соблюдение, сохранение, изучение и распространение исконных культурной, духовной и нравственной традиций славянских народов, духовно-нравственное и физическое оздоровление славянского этноса, поддержку традиционных семейных ценностей.
ССО издаёт журнал «Родноверие». Он посвящён изучению, возрождению и сохранению исторических корней и обычаев. Сообщество читателей журнала в проекте “ВКонтакте” включает в себя около 18 тысяч участников.
ССО СРВ способствует сохранению и распространению народных ремёсел и промыслов.

Выбрал имя Вольга, оно мне нравилось ещё со времён школьной парты. Среди волхвов, которые меня имянарекали, был Константин Петров, Мерагор, огромный мужчина с бритой головой, славянским оберегом на груди и в жреческой длиннополой рубахе красного цвета. Генерал-майор Военно-космических сил, награждён многими орденами и медалями за службу Родине в Вооружённых Силах СССР. Как русский офицер и учёный плодотворно работал над вопросами укрепления безопасности страны и боеспособности Вооруженных Сил. Службу проходил в Военно-Космических Силах на Крайнем Севере, на Украине, в Казахстане, в Московском военном округе и Санкт-Петербурге.
В течение 4-х лет – был заместителем начальника космодрома «Байконур», в течение 3-х лет — заместителем начальника Центра Управления Полётами космических аппаратов, 2 года служил в должности заместителя начальника военно-космической академии им. А. Ф. Можайского.
К.П. Петров много ездил по стране, выступая с публичными лекциями по Концепции Общественной безопасности. Автор этих строк, понятное дело, смотрел и пересматривал видеолекции Петрова, читал его книги.

В Петербурге холодно, когда автор пишет эти строки, чуть менее двух недель остаётся до древнего славянского праздника Зимнего солнцестояния…
Самое время вспомнить о Марене…

Марена, известная в западно- и, в меньшей степени, в восточно-славянской традиции, носит множество имён – Маржана на польском, Морана – в чешском, сербском и словенском, Мара – по-белорусски и украински. Традиционно, учёные связывают Марену со смертью, зимой, а также с сезонными обрядами умирания и воскресания Природы.

В своей работе «Язычество Древней Руси» академик Б.А. Рыбаков разбирает образ Марены в контексте сравнения её с другими индоевропейскими Богинями со схожими функциями.

В славянской мифологии есть упоминание о том, что Богиня смерти собирала души павших на поле боя.

С тёмной стороной богини связаны такие понятия, как мор, морок, море…

Сама богиня — ипостась древнейшей Великой Матери — хозяйки жизни и смерти, и в этом случае является темной стороной Макоши или Яги в её темной ипостаси. Hе случайно и Макошь сравнивали с Гекатою. Кульминацией празднований дней Марены считается Масленица. По окончанию зимы славяне провожали Богиню смерти из мира Яви, сооружая её чучело и символически сжигая его.

Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Бытовало поверье, что тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи.

Память о Богине глубоко проникла в народное сознание. Пусть даже в виде кукол Морены и Мары в народных празднованиях и песнях.

Мы часто вспоминаем Марену, когда говорим слова: марево, мор, морока, заморочить, выморочить. Даже такое современное слово “заморочка” и фраза “не морочь мне голову” – тоже от неё.

Любопытно, что в белорусском языке Мара имеет значение мрія (мечтать).

Марена связана с явлениями зимы и ночи, смерти и вечной жизни через перерождение. Она уносит то, что отжило свой срок…

Таким образом, смерть – это и конец, и источник бытия, это переход к новому началу через перерождение. Именно поэтому образ Мары воспринимается как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения жизни на Земле.

Интересен тот факт, что Марена, Род, Велес были исключены из «пантеона Владимира».
http://proza.ru/2023/12/02/1560

Николае Карпати
Автор
Николае Карпати
https://www.youtube.com/channel/UC0vWzg4vBzfhqeID_p2xOJw
Рейтинг: 0
0


Вам могут быть интересны похожие материалы




Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться