Как создать сильного антагониста, а потом уничтожить его.

Обмен опытом
275
13 минут на чтение



Вступая в борьбу с сильным антагонистом на пределе собственных сил, главный герой:
а) открывает в себе новые возможности (эволюционирует);
б) переоценивает ценности (морально-нравственная метаморфоза);
в) вынужден делать непростой выбор, который обязательно приводит к прозрению как главного героя, так и читателя. Именно здесь скрыт драматический код, влияющий на подсознание читателя. По-настоящему тяжелый и неожиданный выбор главного героя как правило шокирует читателя, и этот процесс можно сравнить с перепрошивкой микросхемы.
Как раз, так и работает драматический код: перепрошивает подсознание без воли на то самого читателя или зрителя. Поэтому (как уже говорил в другой статье), писатель несет персональную ответственность за судьбы мира. По похожему принципу работает реклама. Так что кому неохота замусоривать свое подсознание чужими имиджами и потребительскими стилями жизни, агрессивно навязываемыми нам рекламой, то стоит отключить на время паузы звук телевизора или сходить в туалет.

Обратно к теме: Исходя уже из трех пунктов (а-б-в) становится понятно насколько важен антагонист. Если в сюжете нет антагониста или он недостаточно силен, то интересной истории не получится.
33.1. Ошибка. Многие сценаристы ошибочно думают, что противник главного героя должен выглядеть, как злодей, говорить, как злодей и поступать, как злодей. С таким подходом никогда не написать хорошего сценария.
33.2.1.8. Внимание ошибка! Авторы нередко говорят о том, что главный противник героя — это он сам. Этот подход в корне ошибочен и разрушает сюжет. Когда мы говорим о герое, сражающемся с самим собой, мы на самом деле имеем в виду его слабость.

Желающим, заинтересованным в создании антагониста для своей истории предлагаю провести анализ любого фильма или литературного произведения по приведенной схеме и поделиться с остальными.
______________________________________________
1. ЦЕЛЬ.
2. ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ НА КОНУ.
3. СЛАБОСТИ (героя и антагониста).
______________________________________________

Ниже краткий теоретический блок и один пример. В теоретической части использованы цитаты из книги: John Truby. The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller / Джон Труби. Анатомия истории. 22-шага к созданию успешного сценария.

ТЕОРИЯ.
1. ЦЕЛЬ. У Антагониста [А] должна быть такая же цель (анти-цель) как у героя-Протагониста [П]. Это обязательное условие их столкновения.
33.2.1.2. Ошибка: у героя и противника разные цели: если у героя будет своя цель, а у противника — своя, каждый из них сможет получить, что хочет, не вступая в конфликт. И тогда никакой истории не получится.
33.2.1.7. Ключевой момент: Противник — это тот, кто мешает достичь цели. Поиск противника начинайте с четко определенной цели героя: тот, кто стремится помешать герою этой цели достичь, и есть противник.
33.2.1.1. Преследование одной цели сталкивает героя и противника. Только состязание (соперничество), преследование одной цели, заставляет героя и противника вступать в прямой конфликт снова и снова на протяжении всего повествования. Подлинный противник соперничает с героем, и всегда стремится помешать герою достичь цели:
1.1. добиваясь той же цели («завладеть драгоценностью»);
1.2. добиваясь противоположной цели («спасти — убить», «сохранить — разрушить», «доказать свою версию событий (сыщик и преступник в детективе, или обвинитель и адвокат в суде)», «защитить свои ворота — забить мяч в ворота противника», «украсть — не позволить украсть», «найти — спрятать» и т.д.);
2. ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ НА КОНУ. Найти противника, который стремится к тому же, что и герой, непросто — для этого нужно нащупать глубинное противоречие между героем и противником.
а) Задайте вопрос: Что самое важное из поставленных на кон ценностей?
б) Результат поисков станет фокусом вашей истории.
3. СЛАБОСТИ. Хороший [А] обязательно манипулирует [П], играя на его слабостях.
______________________________________________

ПРИМЕР 1. Люди Икс: Апокалипсис (фильм 2016 года).
[А] Апокалипсис или Эн Сабах Нур — могущественный супер-злодей из комиксов Marvel, один из главных врагов Людей Икс. https://ru.wikipedia.org/wiki/Апокалипсис_(Marvel_Comics)
[П] Чарльз Ксавьер, человек икс, мутант-телепат.

1. ЦЕЛЬ. Цель группы протагонистов – старый мир людей и мутантов, с вялотекущим конфликтом между ними. Анти-цель: новый апокалиптический мир под властью Эн Сабах Нура (евгеника, улучшение человеческой расы; постулат Ницше: «пусть сильный станет сильнее, а слабый слабее»).

2. ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ НА КОНУ: мир.

3. СЛАБОСТИ (героев и антагониста).
3.1. Слабости героев.
3.1.1. Эн Сабах Нур усиливает сверхъестественные способности земных мутантов, играя на их тщеславии и чувстве исключительности. Поэтому они соглашаются ему служить.
3.1.2. Можно также сказать, что [А] играет на страхе людей икс, ведь каждого из земных мутантов по отдельности Антагонист способен раздавить как муравья.
3.1.2. Главная слабость людей икс в их разрозненности (см. п. 33.2.1.8. Ошибка). Для начала повествования конфликты в стане героев это обычное дело и даже непременное условие хорошего сюжета).

3.2. Слабости Антагониста.
3.2.1. Несостоятельность анти-идеи. Слабость Эн Сабах Нура в несостоятельности его анти-идеи единоличной власти. Очевидно, что земной мутантской братии более интересно быть сильными на фоне людей, чем слабыми и подчиненными супер-мутанту Эн Сабах Нуру (он сильнее остальных мутантов ровно настолько, насколько они сильнее обычных людей). Диспропорция силы.
3.2.2. Уязвимость во время ритуала перехода. Вторая слабость Эн Сабах Нура в его уязвимости во время ритуала перехода в другое тело (Ксавьера). Именно в такой момент Эн Сабах Нур утратил свою власть в древности. Его просто предали из-за ущербной анти-идеи (3.2.1).
3.2.3. Один против всех.
Ход финальной битвы (кратко).
Ксавьер решает сдаться, потому что Апокалипсису нужен именно он, но потом осознаёт, что после незаконченного ритуала связан с Апокалипсисом. Ксавьер встречается с врагом в его сознании, где показывает, каково быть мощным телепатом, каково слышать всех людей. Это отвлекает Эн Сабах Нура, и тот отпускает Рэйвен, которую Зверь уносит в безопасное место. Апокалипсис вновь перехватывает контроль над своим телом, и Чарльз вынужден просить помощи Джин. Апокалипсис, избивая Чарльза внутри своего сознания, движется в сторону укрытия профессора и его последователей.
Далее на сторону людей икс переходит Магнето (делает белый разворот в сторону сил протагониста). Апокалипсис шокирован, что Магнето его предал, но тот говорит, что предал не его, а Ксавьера и отправляет в Апокалипсиса волны металлических обломков. Тот сжигает весь металл на подлёте, одновременно Циклоп стреляет в него лучами. Чарльз продолжает с ним бой с помощью телепатии. Но Апокалипсис оказывается сильнее — он побеждает в телепатическом бою Чарльза, выдерживает выстрелы Скотта, вмуровывая его в стену, отражает попытку Зверя напасть и всё увереннее противостоит атаке Магнето.
Решающий удар наносит Джин. По просьбе Чарльза она выпускает силу Феникса и разрывает тело Апокалипсиса. Доспехи, защищавшие его, сметает прочь. Апокалипсиса пронзают железные балки Магнето, Циклоп снова стреляет в цель. Апокалипсис хочет сбежать, открыв портал, но его блокирует Шторм, увидевшая, что тот отнёсся к израненному Ангелу как к отработанному материалу и чуть не убил её кумира Рэйвен, вдохновившую девушку, как и многих других, на то, что мутантам не стоит бояться своих способностей. С помощью Джин Апокалипсис окончательно превращается в прах и развевается по ветру. Перед смертью он произносит — «Всё открылось». Видя, что Апокалипсис мёртв, Псайлок уходит. Источник краткого описания сюжета: https://ru.wikipedia.org/wiki/Люди_Икс:_Апокалипсис

ИТОГО: Причины неудачи антагониста:
3.2.1. Несостоятельность анти-идеи, которая крайне невыгодна группе его соратников.
3.2.2. Кратковременная уязвимость (во время ритуала перехода) + остаточная связь с Ксавьером после прерванного ритуала.
3.2.3. Один против всех (мощнейший антагонист-тиранозавр не устоял против стаи мелких рапторов).

Если кто-то вдохновился, приводите свои примеры. Возможно они будут интересны и помогут многим начинающим писателям.

Игорь Чио
Автор
Игорь Чио
Автор не рассказал о себе
Рейтинг: 0
0



Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться