Тема -- Идея -- Замысел -- Сюжет
Все слышали о теме, идее, замысле и сюжете. Вроде все просто, в инете можно найти определения этих понятий, в том числе и от авторитетных классиков, но беда в том, что этих определений много и они противоречат друг другу. Может это три названия одного и того же? Если нет, то как отличить одно от другого? Каждый начинающий наверняка задавался этими вопросами. Давайте попробуем разобраться в этих трех соснах, чтобы не заблудиться в них. Но хочу предупредить: не привязывайтесь к терминам («тема», «идея», «замысел», «сюжетная идея», «зародыш сюжета» и пр.). Лучше уловить суть, отличия, последовательность шагов. Если захотите, назовите их по-своему.
Возьмем фильм Аватар, в качестве наиболее простого примера, потому что этот фильм, кажется, смотрели все.
Где тут тема?
Знающие говорят нам, что основные темы можно счесть по пальцам: дорога, деньги, любовь, власть, мир, война, долг, и пр. В Аватаре на первом плане война, но есть и любовь, и долг, и власть, и деньги. Но эти темы можно считать и типами сюжетов: сюжет о дороге, сюжет о власти, сюжет о деньгах, сюжет о мире, сюжет о войне, сюжет о любви. Выходит, что, например «Любовь» или «Власть» могут быть одновременно и темой и сюжетом. И тут получается путаница, в которой следует разобраться.
Подсмотрим темы у классиков:
— преступление и наказание
— лишний человек, потерянное поколение
— отцы и дети
— развращенность высшего света
— конфликт старых традиций и новых веяний
Список можно продолжать очень долго. Все эти темы не конфеКты, каждая из которых завернута в отдельную бумажку, а некие течения, которые в жизни пересекаются и, как правило, смешиваются. Фишка в том, что одна из тем в хорошем произведении все-таки превалирует, т.е. является главной. Остальные же подчинены этой главной теме. Мы приходим к принципу иерархии тем в произведении, т.е. к принципу разделения тем на главную и второстепенные.
В Аватаре главная тема заключается в необходимости бережного отношения к среде обитания, то есть одним словом: главная тема Аватара это — ЭКОЛОГИЯ. Темы войны, любви и прочее, являются второстепенными, т.е. помогают раскрыть главную. Тут проявляется второй принцип — подчинения вторичных тем главной.
То есть среди множества тем автору следует выбрать одну, самую (по его мнению) ГЛАВНУЮ, которую он хочет раскрыть в своем произведении. При этом автор может поднимать остальные насущные темы, если они сопричастны с главной. Но, чтобы эти второстепенные темы не вылезли на первый план их следует ограничить рамками и потребностями главной. Тут мы приходим к принципу ограничения.
Последний, четвертый принцип возьмем из инета и примем ее за аксиому-минимума: «чтобы раскрыть тему достаточно пяти граней» (в нашем случае второстепенных тем). В Аватаре тема ЭКОЛОГИЯ раскрывается большим (чем пять) количеством «граней»:
1. Деньги (ограничение: только те деньги, которые получают от продажи анобтаниума).
2. Война (ограничение: только та война, которая ведется между людьми и племенами Оматикайя).
3. Любовь (ограничение: только любовная линия героя и Нейтири; побочных любовных линий нет, т.к. любовь тут не главная тема). Акцентом в любви между героем и Нейтири является природа, как третий персонаж в их отношениях и выживание (темы природы и выживания сопричастны с главной — Экологией ).
4. Долг (ограничение: долг солдата, долг мужчины — защитить любимую женщину /тут кстати уже есть конфликт двух аспектов долга/).
5. Власть (ограничение: власть добывающей корпорации, которая что хочет, то и творит).
6. Мир (ограничение: мир на планете Пандора).
Собственно, главная тема ЭКОЛОГИЯ тоже ограничена локацией этой планеты, но благодаря универсальности этой темы и актуальности ее для нашей родной Земли, тема экологии работает на полную катушку. Актуальны и все второстепенные темы, поэтому весь сюжет выглядит целостным и злободневным для нас.
При желании, вторичных тем в Аватаре (или в объемном и хорошем романе) можно найти больше чем пять или шесть, как например тема расового неравенства (белые люди из корпорации считают местные племена Оматикайя аборигенами; по американским меркам колонизации — индейцами, недолюдьми, не имеющими права жить, если белому человеку понадобилась их территория).
Подытоживаем ПРИНЦИПЫ:
1. Принцип разделения. Выделяем ГЛАВНУЮ ТЕМУ.
2. Принцип подчинения. Все вторичные темы. которые хотим поднять, подчиняем ГЛАВНОЙ.
3. Принцип ограничения. Раскрытие вторичных тем строго ограничиваем целями ГЛАВНОЙ ТЕМЫ.
4. Принцип пяти граней. Пять граней (вторичных тем) способны раскрыть любую ГЛАВНУЮ тему.
Но что же все-таки такое ТЕМА? Попробую ответить, а заодно и выстроить иерархию. Тема — это некая абстракция, область человеческой деятельности, физической или психической. В теме пока нет ни сюжета, ни героев. На тему ЭКОЛОГИЯ можно придумать тысячу разных ИДЕЙ, каждую из которых можно воплотить тысячей всевозможных ЗАМЫСЛОВ, по которым можно выстроить N-ное количество СЮЖЕТОВ. И тут мы приходим к тому, что ГЛАВНУЮ ТЕМУ нужно конкретизировать иначе автор утонет в ней, как песчинка в океане.
Создатели фильма Аватар ограничили тему ЭКОЛОГИЯ аспектом бездумного уничтожения среды обитания при разработке природных ресурсов («Они /земляне/ убили свою Мать»). Отсюда появляется антагонистическая сила (убийца матери природы): ресурсо-добывающая корпорация, оплачивающая наемников для экспансии территорий. И здесь же появляются очертания героя, который будет бороться за сохранение среды в рамках главной темы экологии. Но герой тут пока абстрактен.
Иерархия получается следующая:
ОБЩАЯ ТЕМА (полная абстракция)
КОНКРЕТИЗИРОВАННАЯ ГЛАВНАЯ ТЕМА (один из аспектов очень большой главной темы). Аспект — одна из сторон рассматриваемого объекта, то как большое видится с определенной позиции. Так общая тема ЛЮБОВЬ, может быть рассмотрена с разных позиций: [неравная любовь (бедные и богатые, разные слои общества); первая любовь, несчастная любовь, роковая любовь и + еще миллион разных любовей]
ИДЕЯ
ЗАМЫСЕЛ
СЮЖЕТ
В Аватаре ГЛАВНАЯ ИДЕЯ или мысль (по аналогии с темами в произведении могут появиться и второстепенные-вспомогательные под-идеи), так вот, главная идея Аватара заключается в следующем:
Европейская цивилизация — это ложный путь, ведущий в тупик, счастье же состоит в гармоничном единении с матерью-природой (т.е. эта идея лежит где-то в области человеческого счастья, а если более конкретно — она об альтернативе или хотя бы о компромиссе «технологического» и «нетехнологического» пути развития цивилизации). Тут в главной ИДЕЕ (главной мысли), как и в главной теме все еще нет героев, а значит и нет сюжета, но уже прослеживаются их очертания.
Заметьте, что ИДЕЯ — ЭТО УЖЕ НЕ ТЕМА, так как идея — это не абстрактное, которое существует независимо от желания автора. «Ложный путь европейской цивилизации» — это продукт размышлений авторов фильма. Это некий тезис, с которым можно согласиться или нет. В этом отличие темы и идеи: тема объективна — это абстрактное явление, идея субъективна — принадлежит конкретному автору. И собственно вся иерархия «тема-идея-замысел-сюжет» выстроена по простому принципу «от общего к частному».
Второе отличие идеи от темы заключается в наличии АНТИИДЕИ или АНТИТЕЗИСА, которая является противоположным человеческим мнением. У темы такого нет. У темы есть полюсная противоположность: любовь — ненависть, война — мир, экология (в значении «сохранение природы») — загрязнение (этой природы), огонь — вода, мужчина — женщина, в конце концов.
Подвожу итог — ТЕМА-ИДЕЯ:
1. Тема объективна (это явление). Идея субъективна (это авторский взгляд, суждение, мнение).
2. У темы — полюсная противоположность. Рядом с идеей всегда есть субъективная анти-идея, а значит уже есть конфликт и возможность выбора.
А КОНФЛИКТ и ВЫБОР это уже некие плиты фундамента, на которых можно проектировать стены. Не имея этого идейного фундамента, автор будет строить графоманскую сагу об орках, гоблинах и бравом чуваке, размахивающем мечом-кладенцом. Но есть альтернатива: тема и идея могут сложиться в голове стихийно и по наитию в силу исключительной гениальности самого автора, и значит все, что от него потребуется — это просто сесть и записать историю, которой будет рукоплескать весь мир.
В ЗАМЫСЛЕ (чаще это называют «сюжетной идеей») наконец формулируется изюминка. ЗАМЫСЕЛ (или «сюжетная идея») должен интриговать. Я бы назвал это «ЗАРОДЫШЕМ СЮЖЕТА». В Аватаре таким зародышем является сама инопланетная локация и задумка использовать тела аборигенов в качестве аватара. Согласитесь, что если бы действие Аватара происходило на Земле, пусть даже в будущем, то мы не увидели бы синих людей и уникальной природы планеты Пандора — огромных деревьев и корневой сети, объединяющей всю природу в единый, сложный и организм. А не будь уникальной задумки с аватарами, фильм бы вообще не выстрелил.
Подобными зародышами являются «Шагреневая кожа» у Оноре де Бальзака и «Портрет Дориана Грея» у Оскара Уайльда. Здесь это фантастические допущения. Если брать реализм, то таким зародышем сюжета может быть задумка поместить дерзкого юнца, жаждущего славы и военных подвигов в среду мушкетеров и интриг французского двора. Вот вам и Д’Артаньян. Попаданцы в магические миры, такие как герои Хроник Нарнии и их производные; «мальчик, который выжил» (Гарри Поттер), все это также зародыши. Здесь еще нет сюжета, но уже ясно, о ком он будет. Собственно, это то, что потом появится в аннотации к произведению: «Мальчик, которого укусил паук, обретает нечеловеческие способности» (вот вам, человек-паук, а за ним и целая плеяда супергероев). Повторю — тут пока нет сюжета, но уже приблизительно понятно, о чем он будет.
И наконец, СЮЖЕТ. Под этим словом мне видится история от и до, со всеми поворотами и перипетиями. Чтобы не портить это традиционное понятие, назову то, о чем хочу сказать не сюжетом, а КОНЦЕПТОМ (концепт – руководящая идея, содержащая в себе созидательный смысл). Это идея (ТЕЗИС) и замысел (ЗАРОДЫШ СЮЖЕТА), объединенные и сформулированные кратко в одном-двух предложениях. Попробую сформулировать концепт Аватара:
«Бывший морпех-калека (человек) участвует в научной программе по исследованию планеты Пандора с помощью аватаров (генетически спроектированных тел местных туземных жителей). Действие происходит на фоне экспансии этой планеты со стороны ресурсодобывающей корпорации землян. Сделав выбор, герой встает на сторону гармонии с природой, борется с агрессорами, побеждает и получает новую жизнь в новом теле».
Возможно это не лучший вариант формулировки (целых три предложения), но тут видно сюжет Аватара с высоты птичьего полета. Здесь есть конкретный антагонист, есть конфликт вне героя, есть начало и конец истории (закономерный и неожиданный), наконец, есть сам конкретный герой и потенциал для развития его личности. Сюда уже включен зародыш сюжета (интригующий зрителя), и здесь же скрыта идея о тупике «технологического пути цивилизации». Ну и тема экологии здесь явно видна. Но это лишь каркас сюжета, который еще предстоит продумать сначала стратегически, а затем и в деталях.
Знающие говорят нам, что типовых сюжетов всего шесть:
1. «Из грязи в князи» — долгое постепенное восхождение.
2. «Из князей в грязи» — долгое постепенное падение.
3. «Икар» — взлет и падение.
4. «Эдип» — падение, взлет и снова падение.
5. «Золушка» — взлет, падение, взлет.
6. «Человек, загнанный в угол» — падение и взлет (похоже на первое, но тут исходная точка в нормали, а не на дне).
Но это чисто математическое описание сюжетных линий, а не сами сюжеты. Это просто кривые графиков, описанные словами «максимум» И «минимум». По этой классификации сюжет Аватара похож на №1. «Из грязи в князи» — долгое постепенное восхождение героя. Однако тут есть элемент №5 «Золушка» (когда герой становится изгоем и среди чужих, и среди своих). Выбрав сторону, он продолжает восхождение, побеждает, достигает вершины (всего, чего желал, и даже того, чего страшился желать). Если включить закадровую предысторию героя (он стал калекой до начала фильма), то это №3. «Икар» — взлет и падение. ИТОГО: взлет и падение «Икара» за кадром + долгое восхождение «от калеки до вождя» с коротким падением «в изгои» (Золушка). Получается некий конструкт из трех типовых сюжетов. И это значит, что не так все просто, хотя никто не мешает автору придерживаться одной из шести простых схем.
Возьмем фильм Аватар, в качестве наиболее простого примера, потому что этот фильм, кажется, смотрели все.
Где тут тема?
Знающие говорят нам, что основные темы можно счесть по пальцам: дорога, деньги, любовь, власть, мир, война, долг, и пр. В Аватаре на первом плане война, но есть и любовь, и долг, и власть, и деньги. Но эти темы можно считать и типами сюжетов: сюжет о дороге, сюжет о власти, сюжет о деньгах, сюжет о мире, сюжет о войне, сюжет о любви. Выходит, что, например «Любовь» или «Власть» могут быть одновременно и темой и сюжетом. И тут получается путаница, в которой следует разобраться.
Подсмотрим темы у классиков:
— преступление и наказание
— лишний человек, потерянное поколение
— отцы и дети
— развращенность высшего света
— конфликт старых традиций и новых веяний
Список можно продолжать очень долго. Все эти темы не конфеКты, каждая из которых завернута в отдельную бумажку, а некие течения, которые в жизни пересекаются и, как правило, смешиваются. Фишка в том, что одна из тем в хорошем произведении все-таки превалирует, т.е. является главной. Остальные же подчинены этой главной теме. Мы приходим к принципу иерархии тем в произведении, т.е. к принципу разделения тем на главную и второстепенные.
В Аватаре главная тема заключается в необходимости бережного отношения к среде обитания, то есть одним словом: главная тема Аватара это — ЭКОЛОГИЯ. Темы войны, любви и прочее, являются второстепенными, т.е. помогают раскрыть главную. Тут проявляется второй принцип — подчинения вторичных тем главной.
То есть среди множества тем автору следует выбрать одну, самую (по его мнению) ГЛАВНУЮ, которую он хочет раскрыть в своем произведении. При этом автор может поднимать остальные насущные темы, если они сопричастны с главной. Но, чтобы эти второстепенные темы не вылезли на первый план их следует ограничить рамками и потребностями главной. Тут мы приходим к принципу ограничения.
Последний, четвертый принцип возьмем из инета и примем ее за аксиому-минимума: «чтобы раскрыть тему достаточно пяти граней» (в нашем случае второстепенных тем). В Аватаре тема ЭКОЛОГИЯ раскрывается большим (чем пять) количеством «граней»:
1. Деньги (ограничение: только те деньги, которые получают от продажи анобтаниума).
2. Война (ограничение: только та война, которая ведется между людьми и племенами Оматикайя).
3. Любовь (ограничение: только любовная линия героя и Нейтири; побочных любовных линий нет, т.к. любовь тут не главная тема). Акцентом в любви между героем и Нейтири является природа, как третий персонаж в их отношениях и выживание (темы природы и выживания сопричастны с главной — Экологией ).
4. Долг (ограничение: долг солдата, долг мужчины — защитить любимую женщину /тут кстати уже есть конфликт двух аспектов долга/).
5. Власть (ограничение: власть добывающей корпорации, которая что хочет, то и творит).
6. Мир (ограничение: мир на планете Пандора).
Собственно, главная тема ЭКОЛОГИЯ тоже ограничена локацией этой планеты, но благодаря универсальности этой темы и актуальности ее для нашей родной Земли, тема экологии работает на полную катушку. Актуальны и все второстепенные темы, поэтому весь сюжет выглядит целостным и злободневным для нас.
При желании, вторичных тем в Аватаре (или в объемном и хорошем романе) можно найти больше чем пять или шесть, как например тема расового неравенства (белые люди из корпорации считают местные племена Оматикайя аборигенами; по американским меркам колонизации — индейцами, недолюдьми, не имеющими права жить, если белому человеку понадобилась их территория).
Подытоживаем ПРИНЦИПЫ:
1. Принцип разделения. Выделяем ГЛАВНУЮ ТЕМУ.
2. Принцип подчинения. Все вторичные темы. которые хотим поднять, подчиняем ГЛАВНОЙ.
3. Принцип ограничения. Раскрытие вторичных тем строго ограничиваем целями ГЛАВНОЙ ТЕМЫ.
4. Принцип пяти граней. Пять граней (вторичных тем) способны раскрыть любую ГЛАВНУЮ тему.
Но что же все-таки такое ТЕМА? Попробую ответить, а заодно и выстроить иерархию. Тема — это некая абстракция, область человеческой деятельности, физической или психической. В теме пока нет ни сюжета, ни героев. На тему ЭКОЛОГИЯ можно придумать тысячу разных ИДЕЙ, каждую из которых можно воплотить тысячей всевозможных ЗАМЫСЛОВ, по которым можно выстроить N-ное количество СЮЖЕТОВ. И тут мы приходим к тому, что ГЛАВНУЮ ТЕМУ нужно конкретизировать иначе автор утонет в ней, как песчинка в океане.
Создатели фильма Аватар ограничили тему ЭКОЛОГИЯ аспектом бездумного уничтожения среды обитания при разработке природных ресурсов («Они /земляне/ убили свою Мать»). Отсюда появляется антагонистическая сила (убийца матери природы): ресурсо-добывающая корпорация, оплачивающая наемников для экспансии территорий. И здесь же появляются очертания героя, который будет бороться за сохранение среды в рамках главной темы экологии. Но герой тут пока абстрактен.
Иерархия получается следующая:
ОБЩАЯ ТЕМА (полная абстракция)
КОНКРЕТИЗИРОВАННАЯ ГЛАВНАЯ ТЕМА (один из аспектов очень большой главной темы). Аспект — одна из сторон рассматриваемого объекта, то как большое видится с определенной позиции. Так общая тема ЛЮБОВЬ, может быть рассмотрена с разных позиций: [неравная любовь (бедные и богатые, разные слои общества); первая любовь, несчастная любовь, роковая любовь и + еще миллион разных любовей]
ИДЕЯ
ЗАМЫСЕЛ
СЮЖЕТ
В Аватаре ГЛАВНАЯ ИДЕЯ или мысль (по аналогии с темами в произведении могут появиться и второстепенные-вспомогательные под-идеи), так вот, главная идея Аватара заключается в следующем:
Европейская цивилизация — это ложный путь, ведущий в тупик, счастье же состоит в гармоничном единении с матерью-природой (т.е. эта идея лежит где-то в области человеческого счастья, а если более конкретно — она об альтернативе или хотя бы о компромиссе «технологического» и «нетехнологического» пути развития цивилизации). Тут в главной ИДЕЕ (главной мысли), как и в главной теме все еще нет героев, а значит и нет сюжета, но уже прослеживаются их очертания.
Заметьте, что ИДЕЯ — ЭТО УЖЕ НЕ ТЕМА, так как идея — это не абстрактное, которое существует независимо от желания автора. «Ложный путь европейской цивилизации» — это продукт размышлений авторов фильма. Это некий тезис, с которым можно согласиться или нет. В этом отличие темы и идеи: тема объективна — это абстрактное явление, идея субъективна — принадлежит конкретному автору. И собственно вся иерархия «тема-идея-замысел-сюжет» выстроена по простому принципу «от общего к частному».
Второе отличие идеи от темы заключается в наличии АНТИИДЕИ или АНТИТЕЗИСА, которая является противоположным человеческим мнением. У темы такого нет. У темы есть полюсная противоположность: любовь — ненависть, война — мир, экология (в значении «сохранение природы») — загрязнение (этой природы), огонь — вода, мужчина — женщина, в конце концов.
Подвожу итог — ТЕМА-ИДЕЯ:
1. Тема объективна (это явление). Идея субъективна (это авторский взгляд, суждение, мнение).
2. У темы — полюсная противоположность. Рядом с идеей всегда есть субъективная анти-идея, а значит уже есть конфликт и возможность выбора.
А КОНФЛИКТ и ВЫБОР это уже некие плиты фундамента, на которых можно проектировать стены. Не имея этого идейного фундамента, автор будет строить графоманскую сагу об орках, гоблинах и бравом чуваке, размахивающем мечом-кладенцом. Но есть альтернатива: тема и идея могут сложиться в голове стихийно и по наитию в силу исключительной гениальности самого автора, и значит все, что от него потребуется — это просто сесть и записать историю, которой будет рукоплескать весь мир.
В ЗАМЫСЛЕ (чаще это называют «сюжетной идеей») наконец формулируется изюминка. ЗАМЫСЕЛ (или «сюжетная идея») должен интриговать. Я бы назвал это «ЗАРОДЫШЕМ СЮЖЕТА». В Аватаре таким зародышем является сама инопланетная локация и задумка использовать тела аборигенов в качестве аватара. Согласитесь, что если бы действие Аватара происходило на Земле, пусть даже в будущем, то мы не увидели бы синих людей и уникальной природы планеты Пандора — огромных деревьев и корневой сети, объединяющей всю природу в единый, сложный и организм. А не будь уникальной задумки с аватарами, фильм бы вообще не выстрелил.
Подобными зародышами являются «Шагреневая кожа» у Оноре де Бальзака и «Портрет Дориана Грея» у Оскара Уайльда. Здесь это фантастические допущения. Если брать реализм, то таким зародышем сюжета может быть задумка поместить дерзкого юнца, жаждущего славы и военных подвигов в среду мушкетеров и интриг французского двора. Вот вам и Д’Артаньян. Попаданцы в магические миры, такие как герои Хроник Нарнии и их производные; «мальчик, который выжил» (Гарри Поттер), все это также зародыши. Здесь еще нет сюжета, но уже ясно, о ком он будет. Собственно, это то, что потом появится в аннотации к произведению: «Мальчик, которого укусил паук, обретает нечеловеческие способности» (вот вам, человек-паук, а за ним и целая плеяда супергероев). Повторю — тут пока нет сюжета, но уже приблизительно понятно, о чем он будет.
И наконец, СЮЖЕТ. Под этим словом мне видится история от и до, со всеми поворотами и перипетиями. Чтобы не портить это традиционное понятие, назову то, о чем хочу сказать не сюжетом, а КОНЦЕПТОМ (концепт – руководящая идея, содержащая в себе созидательный смысл). Это идея (ТЕЗИС) и замысел (ЗАРОДЫШ СЮЖЕТА), объединенные и сформулированные кратко в одном-двух предложениях. Попробую сформулировать концепт Аватара:
«Бывший морпех-калека (человек) участвует в научной программе по исследованию планеты Пандора с помощью аватаров (генетически спроектированных тел местных туземных жителей). Действие происходит на фоне экспансии этой планеты со стороны ресурсодобывающей корпорации землян. Сделав выбор, герой встает на сторону гармонии с природой, борется с агрессорами, побеждает и получает новую жизнь в новом теле».
Возможно это не лучший вариант формулировки (целых три предложения), но тут видно сюжет Аватара с высоты птичьего полета. Здесь есть конкретный антагонист, есть конфликт вне героя, есть начало и конец истории (закономерный и неожиданный), наконец, есть сам конкретный герой и потенциал для развития его личности. Сюда уже включен зародыш сюжета (интригующий зрителя), и здесь же скрыта идея о тупике «технологического пути цивилизации». Ну и тема экологии здесь явно видна. Но это лишь каркас сюжета, который еще предстоит продумать сначала стратегически, а затем и в деталях.
Знающие говорят нам, что типовых сюжетов всего шесть:
1. «Из грязи в князи» — долгое постепенное восхождение.
2. «Из князей в грязи» — долгое постепенное падение.
3. «Икар» — взлет и падение.
4. «Эдип» — падение, взлет и снова падение.
5. «Золушка» — взлет, падение, взлет.
6. «Человек, загнанный в угол» — падение и взлет (похоже на первое, но тут исходная точка в нормали, а не на дне).
Но это чисто математическое описание сюжетных линий, а не сами сюжеты. Это просто кривые графиков, описанные словами «максимум» И «минимум». По этой классификации сюжет Аватара похож на №1. «Из грязи в князи» — долгое постепенное восхождение героя. Однако тут есть элемент №5 «Золушка» (когда герой становится изгоем и среди чужих, и среди своих). Выбрав сторону, он продолжает восхождение, побеждает, достигает вершины (всего, чего желал, и даже того, чего страшился желать). Если включить закадровую предысторию героя (он стал калекой до начала фильма), то это №3. «Икар» — взлет и падение. ИТОГО: взлет и падение «Икара» за кадром + долгое восхождение «от калеки до вождя» с коротким падением «в изгои» (Золушка). Получается некий конструкт из трех типовых сюжетов. И это значит, что не так все просто, хотя никто не мешает автору придерживаться одной из шести простых схем.
Вам могут быть интересны похожие материалы
Вопросы и комментарии 0