Тема -- Идея -- Замысел. Пример.
Попробую представить теорию из предыдущей статьи (Тема — Идея — Замысел — Сюжет) в виде наглядного примера.
ОБЩАЯ ТЕМА (полная абстракция) — ЛЮБОВЬ.
КОНКРЕТИЗИРОВАННАЯ ГЛАВНАЯ ТЕМА (один из аспектов очень большой главной темы). РОКОВАЯ СТРАСТЬ.
ИДЕЯ (авторский тезис). Роковая страсть всегда разрушительна, но вовсе не оттого, что любовь — это деструктивное чувство, а в силу низменности и духовной бедности людей, которые ее испытывают. Высоконравственные люди никогда не опустятся до любовной мании, безумной ревности и животной страсти.
ЗАМЫСЕЛ (изюмина, зародыш сюжета). Волшебник превращает элитного быка-производителя в красивого мужчину.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ. Бывший элитный бык-производитель Борька, ставший по воле волшебника циничным и эгоистичным мужчиной-самцом, влюбляется в эмансипированную красавицу, которая презирает хамоватое мужланство, но против своей воли соблазняется природной сексуальностью Борьки. В битве животного с человеческим побеждает звериное. Возненавидев друг друга за непокорство и неверность, влюбленные готовы убить друг друга, но волшебнику это не нравится и он превращает Борьку обратно в быка. Неожиданный поворот: женщина — это бывшая пантера. Вновь став зверями, бык и пантера сожалеют о людской жизни и в них наконец появляется что-то человеческое. Бык и пантера живут лебединой парой в местном зоопарке до конца своих дней. Рекламный плакат: «Людям стоит поучиться любить у зверей. Только в нашем зверинце. Трогательная любовь быка и пантеры не оставит вас равнодушными»
ПОБОЧНЫЕ ТЕМЫ, которые можно затронуть в данном произведении (потенциал замысла).
1. Феминизм (ограничение: положительный феминизм женщины-пантеры, амазонки, старающейся сохранить независимость в условиях агрессивной экспансии и мужского доминирования быка Борьки; негативный феминизм, опускающийся уровня до мужененавистничества).
2. Мужской страх перед женской сексуальной свободой (ограничение: мужской страх Борьки).
3. Двойные стандарты патриархальной морали (мужчина, трахающий все что движется это красавец ловелас, а женщина изменившая один раз — шлюха).
Если ограничиться малым количеством побочных тем и тесно связанных, то получится рассказ. Если добавить сюда, например тему власти и сделать Борьку политиком, взобравшимся на пьедестал местной иерархии — то можно расширить произведение до повести или даже до романа. В этом случае путь Борьки во власть будет долгим, а женщина пантера должна иметь свою линию личностной деградации в оппозиции, т.к. она по сути антагонист для главного героя. Тогда получится вывести тему «роковой любви» на более высокий и масштабный социальный уровень, показать животную суть людей, стремящихся к власти исключительно ради доминирования и привилегированного положения в стаде, а не ради процветания этого стада.
Но при увеличении масштаба темы появится опасность развала уже готовой цепи «тема-идея-замысел». Тема «роковая любовь» может утонуть в теме «власть». Новая тема потребует новой идеи и придется выстраивать новую цепь. Поэтому к первым четырем принципам я добавил бы еще один принцип, определяющий размер будущего произведения. И этот принцип следует поставить выше всех остальных. Назову его «нулевым».
0. Принцип масштабирования. Определяемся с масштабом будущего произведения (рассказ, повесть, роман, сериал).
1. Принцип разделения. Выделяем ГЛАВНУЮ ТЕМУ.
2. Принцип подчинения. Все вторичные темы. которые хотим поднять, подчиняем ГЛАВНОЙ.
3. Принцип ограничения. Раскрытие вторичных тем строго ограничиваем целями ГЛАВНОЙ ТЕМЫ.
4. Принцип пяти граней. Пять граней (вторичных тем) способны раскрыть любую ГЛАВНУЮ тему. Возможно в рассказе хватит и трех вспомогательных тем, а для романа их понадобится более пяти.
Вычеркивайте из списка ненужное, если оно вам мешает. Добавляйте свои принципы, если вам это поможет, но не увлекайтесь разработкой собственных литературных теорий. Все уже давно придумано до нас. Нужно просто ознакомиться с тем, что уже есть, пропустить это через себя и найти свой собственный способ сочинять хорошие истории.
Желаю успехов в творчестве.
ОБЩАЯ ТЕМА (полная абстракция) — ЛЮБОВЬ.
КОНКРЕТИЗИРОВАННАЯ ГЛАВНАЯ ТЕМА (один из аспектов очень большой главной темы). РОКОВАЯ СТРАСТЬ.
ИДЕЯ (авторский тезис). Роковая страсть всегда разрушительна, но вовсе не оттого, что любовь — это деструктивное чувство, а в силу низменности и духовной бедности людей, которые ее испытывают. Высоконравственные люди никогда не опустятся до любовной мании, безумной ревности и животной страсти.
ЗАМЫСЕЛ (изюмина, зародыш сюжета). Волшебник превращает элитного быка-производителя в красивого мужчину.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ. Бывший элитный бык-производитель Борька, ставший по воле волшебника циничным и эгоистичным мужчиной-самцом, влюбляется в эмансипированную красавицу, которая презирает хамоватое мужланство, но против своей воли соблазняется природной сексуальностью Борьки. В битве животного с человеческим побеждает звериное. Возненавидев друг друга за непокорство и неверность, влюбленные готовы убить друг друга, но волшебнику это не нравится и он превращает Борьку обратно в быка. Неожиданный поворот: женщина — это бывшая пантера. Вновь став зверями, бык и пантера сожалеют о людской жизни и в них наконец появляется что-то человеческое. Бык и пантера живут лебединой парой в местном зоопарке до конца своих дней. Рекламный плакат: «Людям стоит поучиться любить у зверей. Только в нашем зверинце. Трогательная любовь быка и пантеры не оставит вас равнодушными»
ПОБОЧНЫЕ ТЕМЫ, которые можно затронуть в данном произведении (потенциал замысла).
1. Феминизм (ограничение: положительный феминизм женщины-пантеры, амазонки, старающейся сохранить независимость в условиях агрессивной экспансии и мужского доминирования быка Борьки; негативный феминизм, опускающийся уровня до мужененавистничества).
2. Мужской страх перед женской сексуальной свободой (ограничение: мужской страх Борьки).
3. Двойные стандарты патриархальной морали (мужчина, трахающий все что движется это красавец ловелас, а женщина изменившая один раз — шлюха).
Если ограничиться малым количеством побочных тем и тесно связанных, то получится рассказ. Если добавить сюда, например тему власти и сделать Борьку политиком, взобравшимся на пьедестал местной иерархии — то можно расширить произведение до повести или даже до романа. В этом случае путь Борьки во власть будет долгим, а женщина пантера должна иметь свою линию личностной деградации в оппозиции, т.к. она по сути антагонист для главного героя. Тогда получится вывести тему «роковой любви» на более высокий и масштабный социальный уровень, показать животную суть людей, стремящихся к власти исключительно ради доминирования и привилегированного положения в стаде, а не ради процветания этого стада.
Но при увеличении масштаба темы появится опасность развала уже готовой цепи «тема-идея-замысел». Тема «роковая любовь» может утонуть в теме «власть». Новая тема потребует новой идеи и придется выстраивать новую цепь. Поэтому к первым четырем принципам я добавил бы еще один принцип, определяющий размер будущего произведения. И этот принцип следует поставить выше всех остальных. Назову его «нулевым».
0. Принцип масштабирования. Определяемся с масштабом будущего произведения (рассказ, повесть, роман, сериал).
1. Принцип разделения. Выделяем ГЛАВНУЮ ТЕМУ.
2. Принцип подчинения. Все вторичные темы. которые хотим поднять, подчиняем ГЛАВНОЙ.
3. Принцип ограничения. Раскрытие вторичных тем строго ограничиваем целями ГЛАВНОЙ ТЕМЫ.
4. Принцип пяти граней. Пять граней (вторичных тем) способны раскрыть любую ГЛАВНУЮ тему. Возможно в рассказе хватит и трех вспомогательных тем, а для романа их понадобится более пяти.
Вычеркивайте из списка ненужное, если оно вам мешает. Добавляйте свои принципы, если вам это поможет, но не увлекайтесь разработкой собственных литературных теорий. Все уже давно придумано до нас. Нужно просто ознакомиться с тем, что уже есть, пропустить это через себя и найти свой собственный способ сочинять хорошие истории.
Желаю успехов в творчестве.
Вам могут быть интересны похожие материалы
Вопросы и комментарии 0