По бульвару Сибирских #%ней.




Хотя я и писатель-фантаст, но привык смотреть на всё трезво и практически, без лишних иллюзий. А поэтому и на ситуацию в литературном сообществе смотрю так же. Возможно, кто-то молодой и восторженный и правда до сих пор верит в сказки. Где-то ищут юных талантов. Где-то открыты все двери. Где-то в волшебном месте ждут именно вас и ваши тексты. Я не из числа таких наивных мечтателей.

Правда заключается в том, что в литературном мире, как и во всей нашей реальности, все просто друг друга используют. Пускай этот процесс может быть более или менее оплаченным, может быть добровольным и даже дружественным и приятным. Но суть остаётся неизменной: кто-то нужен вам, кому-то нужны вы. И непременно для чего-то, а не просто так.

Отношения автора и издателя, автора и редактора, так же подчиняются этому простому правилу. И даже если речь не идёт о прямой прибыли, фактор использования сохраняется. Нам нужны литературные журналы, чтобы публиковать свои тексты. Мы используем их в качестве площадки для реализации своего тщеславия. Редакциям литературных журналов мы нужны, как доноры текстового материала. В противном случае журналу нечем будет «питаться», и он перестанет быть тем, чем является. В этом симбиозе обоюдного использования и проходит литературный процесс.

Но случается, что одна из сторон забывает это неписанное правило. Например, редакция журнала, изображая некую башню из слоновой кости, начинает считать себя более значимой и важной, чем авторы, чьи произведения поглощает. И закономерно, что в такую иллюзию впадают в первую очередь редакции относительно крупных и старых изданий вроде журнала «Сибирские #%ни» (думаю, каждый подставит подходящие буквы по вкусу).

Моя работа с изданием начиналась довольно обыденно. К любому литературному журналу я отношусь в одинаковой степени уважительно, ведь выпускаются они зачастую благодаря практически подвижническому труду. Но и общаюсь без излишнего пиетета и заискивания перед «орденоносными» авторитетами. Небольшие, что называется, «местечковые» издания подчас создают куда более современный и интересный продукт, и делают в литературном плане куда больше, чем журналы центральные и маститые. Но речь не об этом.

Журнал «Сибирские #%ни» относится, безусловно, к изданиям первого дивизиона. Гордо именуется старейшим литературным журналом. Поэтому, когда редактор выкатил мне непреложное требование «права первой ночи» (рукопись не должна быть ранее нигде опубликована вплоть до самого выхода на страницах журнала), я с пониманием согласился. Это понятно – все хотят заиметь себе уникальный контент, а в особенности авторитетные бумажные журналы.

Итак, после долгих пыток об уникальности текста и уточнения моей авторской биографии, я «отдался» и стал спокойно ждать. Ведь по словам редактора меня «взяли» и отдельно уведомят уже перед самой публикацией, когда определится момент выхода номера. Однако время шло, а определённости так и не наступало. Так прошли годы… И это не фигура речи. Без преувеличения – ожидание продлилось с мая 2020 г. до конца сентября 2022-го. Не выдержав, я всё-таки написал письмо с вопросом о планах на публикацию моего рассказа.

Ответ же меня, мягко говоря, поразил. Выяснилось, что редакция «Сибирских #%ней» даже не собирается меня публиковать. На моё недоумение была дана весьма смехотворная отповедь, о внезапно изменившихся планах, смене редполитики и неком редакторе, отвечавшем за фантастику, который был, да сплыл. И теперь, дескать, рассказ мой считается отклонённым. Очень сильно напоминает историю, характерную для многих учреждений, в которых извечная «одна девочка напутала», не правда ли? Стоит ли говорить, что такие неловкие и нелепые оправдания, ни сколько не смягчили моего гнетущего впечатления от вопиющей несправедливости. И особенно возмущал тот факт, что ни сейчас, ни два года назад, никакой мифический редактор рубрики со мной не общался. И требования о приоритетности публикации, и сообщение о включении в редакционный портфель, и все последующие ответы мне писал лично главный редактор «Сибирских #%ней».

По итогу же выходит, что обо мне и моём тексте откровенно забыли (и, что называется – забили). Но признаться в этом, а уж тем более попытаться исправить ситуацию и выполнить свои обязательства перед автором, банально не хватило смелости. А, может, и некий гонор не позволил.

Признаться, не ожидал подобного непрофессионализма, наплевательства и даже свинства по отношению к авторам от литературного издания уровня «Сибирских #%ней». Но имеем, что имеем. Надувать щёки, называться старейшим, прикрываться именами великих писателей, и прочими словесами про исторические традиции – это не трудно. Намного труднее организовать нормальную работу и выстроить адекватное взаимодействие с людьми. Если не дружеские и соавторские, то хотя бы партнёрские взаимоотношения с писателями. Перестать относиться к ним потребительски – как к дешёвым проституткам. А до того момента редакция «Сибирских #%ней» сама будет оставаться не более чем журнальным сутенёром, эксплуатирующим автора без особой заботы о его дальнейшей судьбе. Хотя о чём это я? О, времена – о, нравы…

Вот только я сам не желаю быть литературной проституткой, готовой безропотно сглатывать все редакторские прихоти. Надеюсь, вы тоже! Поэтому предлагаю и призываю всех пишущих людей начать игнорировать журнал «Сибирские #%ни». Возможно, оставшись без авторов, всё ещё почему-то отправляющих туда свои произведения, редакция начнёт справляться с нагрузкой и найдёт время для своевременных ответов. Чуть раньше, чем через два года.

Поверьте, есть масса куда более современных, интересных, динамичных, а главное – порядочных изданий. Я общался и работал с редакторами, которые умудряются выпускать свой небольшой литературный журнал в обстреливаемой Горловке и Донецке. Но при этом они находят время, чтобы адекватно планировать номера и взаимодействовать с авторами. Полагаю, что справедлива простая формула: кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — оправдание.

Тем же, кто планирует просто эксплуатировать былой авторитет, стоит задумываться о том, чтобы хоть немного его поддерживать, а не просто высокомерно почивать на неком воображаемом «литературном олимпе» в чванливом самодовольстве, продолжая относиться к своим авторам, как к дешёвым проституткам. Хочется напомнить таким редакторам и журнальным издателям: бордель не имеет никакого отношения к литературе.

Дмитрий Игнатов
Автор
Дмитрий Игнатов
Российский писатель-фантаст, работающий в жанрах твёрдой научной фантастики, гуманитарной и социальной фантастики, философской новеллистики, антиутопии. ..
Рейтинг: 0
0



Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться