Чапаев и Пустота




Кто не знает, это роман Виктора Пелевина. Один из его первых, до 2000-х годов. И да, в этот раз будут дикие спойлеры!

Я уже писал, возможно, это дело было в комментариях, но повторюсь. Пелевин до 2000-х годов — это один писатель, он крутой, и все такое. А Пелевин после 2000-х годов — коньюктрущик, поставивший во главу творчества деньги. (И если понаблюдать за его библиографией, то начиная с 2010 годов у него стабильно раз в год выходит книга. Но я не об этом…)

Главный герой романа — поэт Петр Пустота, страдающий расстройством сознания. Он живет параллельно в двух мирах: во времена гражданской войны, где знакомится с Чапаевым и Анной (Петр беззаветно в нее влюбился и называет исключительно официально), и в нашем времени, где он находится в сумасшедшем доме.

Врач Тимур Тимурович изобретает собственный метод лечения душевнобольных людей. Он заставляет каждого — а их там помимо Пустоты еще трое — пациента погрузится в галлюцинации другого. И самая первая галлюцинация не главного героя — встреча Просто Марии с Арнольдом Шварцнеггером. В этой галлюцинации слишком много фаллических символов. В дальнейшем Петр выясняет, что Мария — это культурист, которого назвали в честь писателя Эриха Ремарка. Просто родители решили оставить мейнстримное имя романиста, выкинув Эриха и Ремарка.

Вновь встреча с Чапаевым, знакомство с Фурмановым и Котовским. Беседа в поезде с Чапаевым, отцепление нескольких вагонов от состава. А потом Петр выпадает из реальности гражданской войны, потому что в нашем времени ему просто Мария зарядил бюстом Аристотеля по башке, и просыпается через полгода. Возле его кровати сидит Анна, и говорит ему, что случился бой под станцией Лозовая, и он был ранен в голову, из-за чего пролежал в коме шесть месяцев.

И роман развивается дальше.
Описывается очередной сеанс галлюцинаций. На этот раз пациент Сердюк, что проходил в пьяном состоянии собеседование в японскую фирму. Собеседование проводил Кавабата — менеджер несуществующей фирмы. Они беседуют о смысле жизни, пьют саке, покупают меч, опять пьют саке, читают стихи, занимаются сексом с гейшами. Сердюка принимают в самураи. Утром приходят неприятные известия, что их фирма становится банкротом, и, как истинный самурай, не позорящий честь своего сюзерена, Сердюк должен совершить сэпукку — харакири с последующим отрубанием головы. Изначально сэпукку должен был сделать Кавабата, но потом тому пришло осознание, что Сердюк должен умереть с честью истинного самурая, и заставляет его первым вспороть себе живот.

Оказалось, Сердюк все эти дни бухал у себя в квартире (или не у себя) и разрезал себе живот разбитой бутылкой.

Петр вновь возвращается к Чапаеву, рассказывает, что видит странные сны. Что он находится в лечебнице, и там его демоны пытают и все такое. Чапаев ему советуют записывать все свои сны, Петр ведь поэт и литератор, а потом уже смотреть, что будет дальше.

Третья галлюцинация: троица бандитов во главе с пациентом Володиным обожралась грибов. И очень много беседуют о вечном кайфе, самокопании, самоориетации и подобной мути, которая в голову приходит либо философам с отбитой головой, либо людям, находящимся в пограничном состоянии после второй выпитой бутылки. Когда грибы доходят, эта троица падает в пустоту, где единственным островком света остается их костер, и видят какого-то большого страшного монгола. Монгол их прогоняет.

Самое примечательное, что перед этой галлюцинацией Чапаев везет Петра на встречу с этим самым монголом, который есть немецкий барон Юргерн. Там они беседуют о смысле жизни, буддизме, и барон говорит Петру, что есть в этой пустоте замечательно место под названием Внутренняя Монголия — там все достигают просветления.

Заканчивается роман тем, что напившийся отряд ткачей под руководством Фурманова начинает сжигать усадьбу, в которой остановились Чапаев и его свита. Тем временем Петр и Чапаев сидят в бане, пьют самогон, рассуждают о полетах сознания и небытии, и прочей изотерической мути. Петр нервничает, что скоро сюда придут пьяные ткачи и они с Чапаевым погибнут, но командир совершенно спокоен и они продолжают пьянствовать и беседовать. В последний момент Чапаев говорит Петру лезть в подпол и через тайный ход убегают от пьяных восставших ткачей.

В поле их ждет броневик (о котором я по своему недоразумению забыл упомянуть еще при первой встречи Петра с Чапаевым). Броневик оборудован глиняным пулеметом — пальцем первого Будды, что растворяет вещи, когда он указывает на них. Так исчезли ткачи, горящая усадьба, окружающая обстановка, так же исчез и броневик, потому что Анна поднесла к пальцу зеркальце. В этой образовавшейся пустоте возникает радужная река Урал, в которую вначале ныряет Анна, потом Чапаев и в конце сам Петр.

Сеанс заканчивается, Тимур Тимурович говорит «Полный катарсис». Потом Петра выпускают из лечебницы. Он понял, что был больным и теперь выздоровел. Пустота шагает в то самое кафе, с которого начинается роман, точно также устраивает там пальбу, а потом, сбежав через черный ход, встречается с Чапаевым в том же самом броневике и они едут во Внутреннюю Монголию.

Теперь о собственном восприятии этой книги. Роман мне нравился до встречи Петра с бароном Юргерном. Дальше все пошло на спад. То ли автор начал уставать, то ли же начал злоупотреблять кокаиновой водкой, и количество изотерического высокого бреда с каждой страницей неизменно движется к своему апогею. Разбавляет этот бред пациент Володин, что в лесу с товарищами ел грибы. Там хоть поржать есть над чем.

Потом вот этот появившийся радужный Урал — квинтэссенция абсолютного «ничто». Зачем?

По мере приближения развязки книги, все больше возникало ощущения схожести с еще одним автором — Джонатаном Кэрроллом. Вот он тоже любитель всякой магии, эзотерики, что вплетает в свои романы. О Кэрролле я еще обязательно напишу статью, после которой решите, стоит ли его читать или нет.

И когда начали всплывать в моей голове эти ассоциации и сравнения, прогуглил про одного и про другого. Пелевин младше. Не знаю, читал ли когда-нибудь Виктор Кэрролла, но мне не хочется верить, что Кэрролл мог как-то повлиять на его творчество.

Итог роману: 7/10. За прекрасное начало, фирменный стиль и слог, и за слабый финал, из-за которого я не испытал полного катарсиса, а, скорее, получил легкое разочарование и уныние.

Удачи!
Работаем.

Вячеслав
Автор
Вячеслав
Автор не рассказал о себе
Рейтинг: 0
0



Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться