Борьба с белым листом
Бывает, сидишь с открытым вордовским листом час, другой, но слова не складываются в предложения, мысль не идет. Кажется, вдохновение исчезло, муза испарилась. А писательство – дело для избранных. Сил нет.
Как решить проблему белого листа?
Вопросом задалась осенью. И неожиданно нашла ответ в книге «Путь художника». Метод простой, но эффективный. Называется фрирайтинг.
Техника основана на записывании мыслей в течение 10-20 минут. Она помогает справляться с тупиковыми ситуациями и находить новые идеи, структурирует мысли, борется с творческим кризисом.
Правила
• Расслабьтесь и отбросьте сомнения. Не ожидайте, что за десять минут выдадите гениальный текст;
• Пишите быстро, как думаете, не проверяя ошибки;
• Для мотивации и сосредоточения поставьте таймер на 10-20 минут;
• Развивайте мысль, прописывайте логические шаги;
• Задавайте себе вопросы и отвечайте на них в письменном виде.
Работает ли фрирайтинг?
Отвечаю только за себя: работает. Пользуюсь методом около трех месяцев и замечаю позитивные изменения:
• Мысли в голове больше не скачут, а разложены по полочкам;
• Появляются новые решения, о которых раньше не подозревала;
• Работа продвигается быстрее.
Пробуйте технику и делитесь в комментариях результатом.
Как решить проблему белого листа?
Вопросом задалась осенью. И неожиданно нашла ответ в книге «Путь художника». Метод простой, но эффективный. Называется фрирайтинг.
Техника основана на записывании мыслей в течение 10-20 минут. Она помогает справляться с тупиковыми ситуациями и находить новые идеи, структурирует мысли, борется с творческим кризисом.
Правила
• Расслабьтесь и отбросьте сомнения. Не ожидайте, что за десять минут выдадите гениальный текст;
• Пишите быстро, как думаете, не проверяя ошибки;
• Для мотивации и сосредоточения поставьте таймер на 10-20 минут;
• Развивайте мысль, прописывайте логические шаги;
• Задавайте себе вопросы и отвечайте на них в письменном виде.
Работает ли фрирайтинг?
Отвечаю только за себя: работает. Пользуюсь методом около трех месяцев и замечаю позитивные изменения:
• Мысли в голове больше не скачут, а разложены по полочкам;
• Появляются новые решения, о которых раньше не подозревала;
• Работа продвигается быстрее.
Пробуйте технику и делитесь в комментариях результатом.
«ПисАть как и пИсать нужно тогда, когда терпеть уже невозможно!»
Может быть, не стоит путать писательство с записыванием текста? Например, садиться за записывание, когда история уже сложилась (спойлер!) в голове? Тогда никакой борьбы чёрных букв с белыми листами не будет.
А без связки "идея — сюжет — текст" все эти техники фри-бзди-райтинга похожи на практическое пособие «Как однажды стать графоманом и не переставать им быть» :)
Все пишущие люди разные. Не каждый автор может начать писать, даже когда история сложилась в голове. Кто-то боится, кто-то не знает, с какой стороны подступиться к тексту и т. д. К тому же существует не только свой любимый роман, но и другие тексты. Например, статья, пост для соцсети или пресс-релиз.
Прекрасно, если человек садится и пишет. Но, когда не получается начать, на помощь приходит «фрирайтинг». Не факт, что метод сработает в 100% случаев, но за пробу не бьют.
(Спойлер) фрирайтинг используют в психологии. Свободное письмо замедляет наше мышление и помогает увидеть то, что не замечаем в обычном режиме. Найти что-то скрытое, ускользающее и незаметное.
Во-первых, совет тому, кто считает себя писателем. Если боишься/не знаешь/не уверен — не пиши. Позволь естественному отбору сделать своё дело и избавить мир от ещё одного бумагомараки. Это жестоко звучит, но это правда. Нельзя превращать литературу в кружок анонимных графоманов, где все друг друга поддерживают, поддерживают многообразие и играют в дружественность, по очереди вылизывая пятую точку, а по итогу этого коллективного «творчества» порождают на свет килотонны попаданок и проч. подобной субстанции.
Настоящее же сочинительство — интимный и персональный процесс. Это личные мысли, чувства, системы идей и образов — весь жизненный путь автора, выраженные в литературном творчестве. Есть только ты, твои идеи и мир, который ты творишь, согласно их образу и подобию. Сидишь над «белым листом»? Ну так значит, тебе просто нечего сказать. Ты сам и есть этот «белый лист». Пустой и безынтересный даже самому себе. Даже точки на этом ставить не нужно, чтобы не переводить бумагу.
Встань. Оторви задницу от стула. Сделай что-нибудь ценное. Смотри, ощущай, думай. Воспринимай мир снаружи тебя — вот тогда, возможно, и появится что-то внутри.
А во-вторых, уж точно, считаю, что «замедлять мышление» не стоит. Оно сейчас и так у многих не очень-то быстрое. Не надо воспринимать «белый лист», как психотерапевта, потому что в итоге отдуваться будет читатель. Да, книга может быть не только проповедью, но и исповедью. Но в обоих случаях на оборотной стороне текста находится действие — в прошлом или в будущем. Покорил Эверест — и написал об этом книгу. Или написал книгу, чтобы потом кто-то пошёл покорять Эверест. Можно помельче… Эверест у каждого свой. А в случае «фрирайтинга» это всего лишь брожение умов. Очень хорошо описанное у А.П. Чехова в одноимённом рассказе. :)
Я не имела в виду, что именно в художественное произведение нужно заниматься словоблудием, писать все, что придет в голову и добавлять это в роман. В следующий раз буду писать понятнее.