Атрибуция в диалогах: зачем нужна, функции, ошибки писателей
В мои руки попадаются разные тексты. Естественно, во время чтения обращаю внимание на диалоги и их построение. Отмечаю ошибки. Поэтому хочу рассказать об атрибуции в диалогах и что «чуть-чуть бесит!».
Что такое атрибуция
С точки зрения психологии атрибуция — приписывание социальному объекту, индивиду или группе определенных мотивов, намерений, эмоций и прочих характеристик. В литературе атрибуция — слова автора, которые поясняют реплики героев. Например:
— Нет. Ничего нельзя сделать. — Сказал Петрович.
— Спой мне, молодой казак, какую-нибудь песню! — тихо молвила она, наклонив голову набок.
Атрибуция включает:
• Указание на персонажа, произносящего фразу;
• Атрибутивный глагол речевого действия, который передает, как произнесены слова: прошептал, воскликнул, закричал и т. д.;
• Комментарий автора, поясняющий состояние, чувства, поведение героя. Например, сердито произнес, смущенно засмеялась, отвела глаза.
Зачем нужна атрибуция
Основная задача — показать, кому принадлежат слова. В атрибуции используется глагол речевого действия и подлежащее, которое обозначает объект действия (персонаж). Пример, «сказала Аня», «воскликнула Катя». Для разнообразия к глаголу речевого действия можно добавить прилагательное, наречие, причастие, деепричастие и т. д.
— Сегодня мы не встретимся? — тяжело выдохнув, сказал Костя.
— Уходи, не хочу тебя видеть! — со злостью сказала Таня и сжала кулаки.
Второстепенные задачи атрибуции прояснить:
• Какие чувства испытывает персонаж;
• Что он делает в момент разговора;
• Как складываются отношения между героями;
• Какая обстановка окружает и т. д.
Атрибуция: ошибки писателей
Когда разобрались, что такое атрибуция и для чего она нужна, пора переходить к ошибкам. Постоянно работая с текстами, выделила три часто встречающиеся.
Первая — атрибуция без подлежащего
Из слов автора исчезает указание на говорящего — когда писатели избавляются от местоимений «я».
— Любопытно, что будет дальше? — мечтательно сказала.
— Ты в порядке? — озадаченно произнес. — Или позвать врача?
С одной стороны, читатель может понять, кто из героев говорит. Но с другой — качество стиля ухудшается. Лучше подумать, как перестроить фразу, довести ее до ума, чтобы не повторять личные местоимения.
Вторая — излишняя атрибуция
— Привет. — Сказал он.
— Привет. — Ответила она.
— Как дела? — произнес Петя.
— Нормально, — сказала Катя.
— Что делаешь? — спросил он.
Не понимаю мотивации авторов прописывать «сказал он», «ответила она», когда из контекста ясно, кто и что говорит. Выглядит такое великолепие уныло и некрасиво.
Третья — кирпичи текста
— Нет, — покачала головой Соня. Она совсем не хотела злиться на Колю и больше не думала о том, какой он гад. Коля чуть потянул ее за руку. Она даже не стала спорить. Что-то словно электрическим током пробежало по ее руке, по плечу, потом по спине — она даже чуть подпрыгнула от неожиданности, когда Коля потянул сильнее. Когда они вышли из сквера, ветер несколько стих. Но в следующую секунду начался дождь. Фонари горели тускло и не слишком ярко, поэтому было непонятно, куда идти, а небо было затянуто тучами. — Я с тобой никуда не пойду.
— Пойдешь!
Вопрос: не проще ли вынести огромный абзац из реплики, чтобы не нарушать связность текста и не мешать восприятию диалога?
Можно ли писать без атрибуции
Конечно, можно. Но писать без атрибуции сложно. Поэтому автор должен быть уверен в своем мастерстве и должен основательно подходить к прописыванию реплик.
Вывод
Атрибуция в диалогах нужна, чтобы показать говорящего персонажа, передать его чувства, мысли, действия и прочее. Однако атрибуцию стоит использовать в меру, чтобы не портить стиль и не усложнять понимание текста. Поэтому каждый диалог лучше хорошо проработать, ведь к плохому письму быстро привыкаешь.
Что такое атрибуция
С точки зрения психологии атрибуция — приписывание социальному объекту, индивиду или группе определенных мотивов, намерений, эмоций и прочих характеристик. В литературе атрибуция — слова автора, которые поясняют реплики героев. Например:
— Нет. Ничего нельзя сделать. — Сказал Петрович.
— Спой мне, молодой казак, какую-нибудь песню! — тихо молвила она, наклонив голову набок.
Атрибуция включает:
• Указание на персонажа, произносящего фразу;
• Атрибутивный глагол речевого действия, который передает, как произнесены слова: прошептал, воскликнул, закричал и т. д.;
• Комментарий автора, поясняющий состояние, чувства, поведение героя. Например, сердито произнес, смущенно засмеялась, отвела глаза.
Зачем нужна атрибуция
Основная задача — показать, кому принадлежат слова. В атрибуции используется глагол речевого действия и подлежащее, которое обозначает объект действия (персонаж). Пример, «сказала Аня», «воскликнула Катя». Для разнообразия к глаголу речевого действия можно добавить прилагательное, наречие, причастие, деепричастие и т. д.
— Сегодня мы не встретимся? — тяжело выдохнув, сказал Костя.
— Уходи, не хочу тебя видеть! — со злостью сказала Таня и сжала кулаки.
Второстепенные задачи атрибуции прояснить:
• Какие чувства испытывает персонаж;
• Что он делает в момент разговора;
• Как складываются отношения между героями;
• Какая обстановка окружает и т. д.
Атрибуция: ошибки писателей
Когда разобрались, что такое атрибуция и для чего она нужна, пора переходить к ошибкам. Постоянно работая с текстами, выделила три часто встречающиеся.
Первая — атрибуция без подлежащего
Из слов автора исчезает указание на говорящего — когда писатели избавляются от местоимений «я».
— Любопытно, что будет дальше? — мечтательно сказала.
— Ты в порядке? — озадаченно произнес. — Или позвать врача?
С одной стороны, читатель может понять, кто из героев говорит. Но с другой — качество стиля ухудшается. Лучше подумать, как перестроить фразу, довести ее до ума, чтобы не повторять личные местоимения.
Вторая — излишняя атрибуция
— Привет. — Сказал он.
— Привет. — Ответила она.
— Как дела? — произнес Петя.
— Нормально, — сказала Катя.
— Что делаешь? — спросил он.
Не понимаю мотивации авторов прописывать «сказал он», «ответила она», когда из контекста ясно, кто и что говорит. Выглядит такое великолепие уныло и некрасиво.
Третья — кирпичи текста
— Нет, — покачала головой Соня. Она совсем не хотела злиться на Колю и больше не думала о том, какой он гад. Коля чуть потянул ее за руку. Она даже не стала спорить. Что-то словно электрическим током пробежало по ее руке, по плечу, потом по спине — она даже чуть подпрыгнула от неожиданности, когда Коля потянул сильнее. Когда они вышли из сквера, ветер несколько стих. Но в следующую секунду начался дождь. Фонари горели тускло и не слишком ярко, поэтому было непонятно, куда идти, а небо было затянуто тучами. — Я с тобой никуда не пойду.
— Пойдешь!
Вопрос: не проще ли вынести огромный абзац из реплики, чтобы не нарушать связность текста и не мешать восприятию диалога?
Можно ли писать без атрибуции
Конечно, можно. Но писать без атрибуции сложно. Поэтому автор должен быть уверен в своем мастерстве и должен основательно подходить к прописыванию реплик.
Вывод
Атрибуция в диалогах нужна, чтобы показать говорящего персонажа, передать его чувства, мысли, действия и прочее. Однако атрибуцию стоит использовать в меру, чтобы не портить стиль и не усложнять понимание текста. Поэтому каждый диалог лучше хорошо проработать, ведь к плохому письму быстро привыкаешь.
Вам могут быть интересны похожие материалы
Но у меня возник вопрос по поводу ошибков 1 и 2. Мне показалось, что они противоречат друг другу. Или я не так поняла эти примеры?