ГЕРОИ, КОТОРЫХ НЕТ




Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы 2018» я нашел в Интернете легко. На главной странице сайта было с гордостью написано: «Конкурс проводится под патронажем Российского военно-исторического общества». Министерство обороны РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Российская государственная библиотека, Издательский дом «Не секретно»…

Информации о составе жюри почему-то не оказалось. Список оргкомитета сиял известными именами. Председатель — Мединский Владимир Ростиславович, министр культуры РФ; заместитель председателя – Пуликовский Константин Борисович, генерал-лейтенант; Буздыган Владимир Данилович, директор департамента культуры Министерства обороныРФ, Иванов Николай Федорович, председатель правления Союза писателей России; Рябов Олег Иванович, генеральный директор конкурса «Герои Великой Победы»…

Организаторы были не слишком придирчивы к произведениям участников. Правда, литературный конкурс напоминал сувенирный магазин: продавалось все, – от дипломов до медалей. За Почетный знак призера конкурса, например, просили семьсот пятьдесят рублей. Администрация конкурса, очевидно, не знала, что призеров награждают бесплатно. Все-таки, люди это заслужили.

В Положении говорилось: «Дирекция конкурса не указывает причину, по которой работа не была допущена к конкурсу». Вроде ничего компрометирующего, – хозяин что хочет, то и делает, но после такого заявления можно не исправлять свои ошибки и не извиняться за них. Ведь автор, принявший участие в мероприятии, автоматически соглашается со всеми условиями.

Далее мое внимание приковали такие строки: «Все конкурсанты, допущенные к участию в конкурсе, по своему желанию, могут получить сертификат участника конкурса в печатном виде. Сертификат является свидетельством подтверждающим участие в конкурсе». Если так, зачем он нужен? Просто как фото, которое дарят на память? Но вряд ли есть, что вспомнить, если ты не попал даже в список финалистов.

Хотя в справедливом определении победителей я очень сомневался, любопытства ради решил участвовать. Попал только в лонг-лист. Терпеливо дождавшись объявления лауреатов, прочитал первое попавшееся стихотворение призера Станислава Пенявского «Город-герой» (произведение предыдущего автора в списке не нашел). Мои подозрения превратились в уверенность.

СТИЛЬ

«Пред тобой НА КОЛЕНИ поколенья встают».
У могил и памятников не встают на колени, а лишь снимают головные уборы.

«Сталинград, Сталинград – неприступная крепость, ты врагу его путь своей грудью закрыл….И страницу в бессмертье ДЛЯ СЕБЯ ты открыл».
Сталинград сражался не за свое бессмертие. Он защищал страну от фашизма.

«СТАЛИНГРАД – НАД ВЕЛИКОЙ РЕКОЮ. ТЫ В ОГНЕ И В РУИНАХ, но не сдался врагу. Весь народ как один за тебя встал стеною, для России в тяжелом, 43-м году».
В настоящем времени Сталинград никак не может быть в огне и в руинах.

«Ты врагу его путь своей грудью закрыл. ТЫ в тяжелых боях показал свою верность и страницу в бессмертье для себя ТЫ открыл».
Если первые два повтора местоимения оправданы, то третий – нет. Это уже не художественный прием, а просто недосмотр.

«Для России в тяжелом, 43-м году».
В художественном тексте числительное пишется не цифрами, а буквами.

РИТМ

Сталинград, Сталинград — героический город, – – / – – / – – / – – / –
О тебе свою песню я с признаньем пою. – – / – / / – / – / – – / Сбой ритма. – 1
Ты красив и велик, своим подвигом молод, – – / – – / – / / – / / – Сбой ритма. – 1
Пред тобой на колени поколенья встают. – – / – – / – – – / – – /. Сбой ритма. – 1

Ты врагу его путь своей грудью закрыл. – – / – / / – / / – – / Сбой ритма. – 1
Ты в тяжелых боях показал свою верность – – / – – / – – / – / / – Сбой ритма. – 1
И страницу в бессмертье для себя ты открыл. – – / – – / – – – / – – / Сбой ритма. – 1

Ты в огне и в руинах, но не сдался врагу. – – / – – / – – – / – – / Сбой ритма. – 1
Весь народ как один за тебя встал стеною,
Для России в тяжелом, 43-м году. – – / – – / – / – / – – / Сбой ритма. – 1

Сколько крови и слез, сколько пота пролито, / – / – / – / – / – – / – Сбой ритма. – 1
Сколько лучших сынов там осталось лежать. / – / – – / – – / – – / Сбой ритма. – 1

Вертикальная черта – ударная гласная, горизонтальная – безударная. На схемах строк видно, что ударение часто падает не туда, куда надо. Это плохо, потому что текст лишен напевности и динамики, трудно читается и запоминается.

РАЗМЕР

Сталинград, Сталинград — героический город, Слогов: 13
О тебе свою песню я с признаньем пою. 13
Ты красив и велик, своим подвигом молод, 13
Пред тобой на колени поколенья встают. 13

Сталинград, Сталинград – неприступная крепость, 13
Ты врагу его путь своей грудью закрыл. 12 Сбой размера – 1
Ты в тяжелых боях показал свою верность 13
И страницу в бессмертье для себя ты открыл. 13

Сколько крови и слез, сколько пота пролито, 13
Сколько лучших сынов там осталось лежать. 12 Сбой размера. – 1
И сегодня стоят те бойцы из гранита, 13
Часовые войны- им бессменно стоять. 12 Сбой размера. – 1

Нарушение размера строк, как и ритма, отрицательно сказывается на напевности текста.

По ряду причин, сравнивать «Город-герой» со своим стихотворением я не буду, но никогда не поверю, что из шести тысяч текстов жюри не смогло найти более достойное произведение. Слишком уж много недостатков для призового места. Добавьте к ним странности Положения. Скорее всего, читатель, вы сами придете к выводу, что конкурс «Герои Великой Победы» — дилетантский, от работы организаторов до литературного анализа жюри. Это мероприятие ежегодное, но вряд ли оно станет лучше в будущем.

Александр Рубис
Автор
Александр Рубис
Родился в 1969 году в г. Погар Брянской области. Сочинительству прозы и поэзии учился у лучших писателей Брянщины. Лауреат конкурсов: «Под парусами кижской..
Рейтинг: +1
0



Вопросы и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться