Взгляд бета-ридера: 3 частые ошибки авторов при написании книги
Некоторые авторы считают собственные рукописи самыми лучшими. Гениальными. Остроумными. Думают, что сюжет уникален, а герои нетипичны. Все перечисленное замечательно при условии, что это правда. Однако, как бета-ридер скажу: писатели не замечают ошибки, портящие книгу. И от этого текст становится невозможно читать.
В этой статье расскажу о трех ошибках, которые попадаются в работе чаще всего. Прочитайте и проверьте есть ли они у вас.
1. Когда рассказывают, а не показывают
Что это значит? Это значит, что в тексте видим только перечисления того, что делает или планирует сделать персонаж, то, что он видит и т. п. без пояснений. Это обилие общих фраз.
Например:
«Сегодня я проснулась в шесть утра. Почистила зубы и приняла душ. Позавтракала. Сестра отвезла меня в школу. Всю дорогу мы молчали, потому что я на нее злилась. В школе у меня была математика, биология, география, а потом нас отпустили. Я приехала домой на автобусе, сделала уроки и легла спать. Мне все надоело».
Из этого кусочка мы понимаем, что делает герой, но не видим полноты картины. Мы не знаем, что чувствует персонаж. Не догадываемся, почему героиня злится на сестру, почему они не разговаривают и почему «все надоело».
Но если немного подкорректируем текст, заметим разницу:
«Сегодня я проснулась в шесть утра, а злость на сестру все еще не прошла. Мне не хотелось вставать с постели и спускаться на кухню, чтобы смотреть в ее предательское лицо. Как она посмела рассказать родителям, что всю неделю я прогуливала школу из-за курсов по актерскому мастерству? Она ведь знает, что не буду поступать на юриста! Моя мечта стать актрисой. Отец вчера чуть не убил меня, когда узнал об этом!
К счастью, на кухне никого не оказалось, поэтому удалось позавтракать в тишине и привести мысли в порядок. Я потянулась за кружкой, но в этот момент сестра позвала и попросила поторопиться. Сегодня она исполняет роль родителя и отвозит меня в школу. До сих пор обида гложет, поэтому всю дорогу буду молчать, чтобы предательница почувствовала вину…»
Второй текст выглядит лучше. Добавив описательные элементы, мы начинаем понимать суть происходящего и четче представляем события, разворачивающиеся в истории.
2. Когда есть перебор с эпизодами
Казалось бы, началась история, читатель только познакомился с героем, узнал некоторые подробности его жизни. Вот персонаж влюбился, затем появилась проблема, которую нужно решить. Ничего необычного. Все развивается постепенно. Герой должен найти выход и жить долго и счастливо с объектом обожания.
Однако в тот момент, когда герой начинает решать проблему, появляется обилие новых эпизодов и дополнительные сюжетные линии. Все бы ничего, но герой забывает о своей задаче, переключается на что-то третье и сюжет стопорится.
Становится непонятно, что сейчас важнее.
Перебор с информацией может негативно сказаться на сюжете, т. к. герой стоит на месте. Когда герой не двигается — история превращается в болото. А из болота выбраться трудно. Поэтому множество дополнительных эпизодов, сюжетных поворотов могут размыть сюжет. И такую книгу читать будет уже не так интересно.
3. Когда главный герой идеален
Последний, но не по значимости, нюанс, когда автор создает из главного героя идеального человека. Чаще такое встречается в янгадлт литературе и современных любовных романах. Обычно главный герой – это девушка с тонкой осиной талией, пухлыми губами, невероятно красивыми глазами, грудью третьего размера, упругой попой, как орех и т. д.
У этого персонажа все получается с первого раза. Он побеждает всех врагов по щелчку пальцев, оказывается в нужном месте в нужное время. И даже не смотря на сложный характер, истеричность, неумение контролировать себя – он все равно лучше других. Одним словом, герой – Мэри Сью.
Появление таких персонажей обрекает рукопись на провал. Потому что герой картонный и неинтересный. Читателю зачастую хочется наблюдать за «живым» человеком, который, как и все мы сталкивается с проблемами, пытается их решить и у него не все получается легко. Он чему-то учится. Он меняется на протяжении всего повествования. А за «картонками» наблюдать скучно. Они остаются прежними. Они сосредоточены только на себе.
Стоит отметить, что в произведениях, где встречается Мэри Сью, второстепенные персонажи — декорации, которые помогают главному герою на их фоне казаться лучше.
Поэтому идеальных героев и героинь по возможности нужно моментально вычислить и ликвидировать.
Делитесь мнениями в комментариях: с чем согласны и не согласны? Чтобы добавили?
В этой статье расскажу о трех ошибках, которые попадаются в работе чаще всего. Прочитайте и проверьте есть ли они у вас.
1. Когда рассказывают, а не показывают
Что это значит? Это значит, что в тексте видим только перечисления того, что делает или планирует сделать персонаж, то, что он видит и т. п. без пояснений. Это обилие общих фраз.
Например:
«Сегодня я проснулась в шесть утра. Почистила зубы и приняла душ. Позавтракала. Сестра отвезла меня в школу. Всю дорогу мы молчали, потому что я на нее злилась. В школе у меня была математика, биология, география, а потом нас отпустили. Я приехала домой на автобусе, сделала уроки и легла спать. Мне все надоело».
Из этого кусочка мы понимаем, что делает герой, но не видим полноты картины. Мы не знаем, что чувствует персонаж. Не догадываемся, почему героиня злится на сестру, почему они не разговаривают и почему «все надоело».
Но если немного подкорректируем текст, заметим разницу:
«Сегодня я проснулась в шесть утра, а злость на сестру все еще не прошла. Мне не хотелось вставать с постели и спускаться на кухню, чтобы смотреть в ее предательское лицо. Как она посмела рассказать родителям, что всю неделю я прогуливала школу из-за курсов по актерскому мастерству? Она ведь знает, что не буду поступать на юриста! Моя мечта стать актрисой. Отец вчера чуть не убил меня, когда узнал об этом!
К счастью, на кухне никого не оказалось, поэтому удалось позавтракать в тишине и привести мысли в порядок. Я потянулась за кружкой, но в этот момент сестра позвала и попросила поторопиться. Сегодня она исполняет роль родителя и отвозит меня в школу. До сих пор обида гложет, поэтому всю дорогу буду молчать, чтобы предательница почувствовала вину…»
Второй текст выглядит лучше. Добавив описательные элементы, мы начинаем понимать суть происходящего и четче представляем события, разворачивающиеся в истории.
2. Когда есть перебор с эпизодами
Казалось бы, началась история, читатель только познакомился с героем, узнал некоторые подробности его жизни. Вот персонаж влюбился, затем появилась проблема, которую нужно решить. Ничего необычного. Все развивается постепенно. Герой должен найти выход и жить долго и счастливо с объектом обожания.
Однако в тот момент, когда герой начинает решать проблему, появляется обилие новых эпизодов и дополнительные сюжетные линии. Все бы ничего, но герой забывает о своей задаче, переключается на что-то третье и сюжет стопорится.
Становится непонятно, что сейчас важнее.
Перебор с информацией может негативно сказаться на сюжете, т. к. герой стоит на месте. Когда герой не двигается — история превращается в болото. А из болота выбраться трудно. Поэтому множество дополнительных эпизодов, сюжетных поворотов могут размыть сюжет. И такую книгу читать будет уже не так интересно.
3. Когда главный герой идеален
Последний, но не по значимости, нюанс, когда автор создает из главного героя идеального человека. Чаще такое встречается в янгадлт литературе и современных любовных романах. Обычно главный герой – это девушка с тонкой осиной талией, пухлыми губами, невероятно красивыми глазами, грудью третьего размера, упругой попой, как орех и т. д.
У этого персонажа все получается с первого раза. Он побеждает всех врагов по щелчку пальцев, оказывается в нужном месте в нужное время. И даже не смотря на сложный характер, истеричность, неумение контролировать себя – он все равно лучше других. Одним словом, герой – Мэри Сью.
Появление таких персонажей обрекает рукопись на провал. Потому что герой картонный и неинтересный. Читателю зачастую хочется наблюдать за «живым» человеком, который, как и все мы сталкивается с проблемами, пытается их решить и у него не все получается легко. Он чему-то учится. Он меняется на протяжении всего повествования. А за «картонками» наблюдать скучно. Они остаются прежними. Они сосредоточены только на себе.
Стоит отметить, что в произведениях, где встречается Мэри Сью, второстепенные персонажи — декорации, которые помогают главному герою на их фоне казаться лучше.
Поэтому идеальных героев и героинь по возможности нужно моментально вычислить и ликвидировать.
Делитесь мнениями в комментариях: с чем согласны и не согласны? Чтобы добавили?
Сергей Арнович