ПОТОК. УПРАЖНЕНИЯ

Обмен опытом
169
12 минут на чтение



Мне вот на работе совсем скучно, дневник писать тоже нет никакого желания, игры надоели, а поговорить о творчестве не с кем. Поэтому тут будет такая специфическая статья из двух частей. В первой части я порассуждаю о состоянии потока, во второй части выскажу свои мысли о писательских упражнениях.

Начнем.

Что есть «состояние потока»? Любой хоть раз в жизни увлекался каким-то делом, уходил в него с головой, а после завершения удивлялся, как хорошо у него все поучилось. В этом состоянии не замечаешь, как идет время. Ты просто делаешь то, что хочется, и не особо задумываешься о внешнем мире. Вот это и есть состояние потока.

В него можно войти/попасть/впасть по-разному. Кто-то медленно раскачивается, набирает обороты, как старый движок, который нужно долго прогревать, прежде чем начать его использовать. Кто-то же входит моментально и не отключается, пока не доведет до конца начатое.

Я много раз замечал за собой, что могу работать как в первом случае, так и во втором. Просто если я берусь что-то делать, то не останавливаюсь, пока до ума не доведу. Наверное, потому что я не курю и у меня нет привычки сходить «на перекур» (но то неточно). Торможу только в экстренных случаях, например: сильно хочется жрать. Тут как в пословице: Война войной, а обед по расписанию.

Сейчас даже эту статью пишу как раз в состоянии потока. Когда хочется писать, хочется что-то сказать, и ты не знаешь что с этим делать. Короче, графомания напала.

Раньше пользовался всякими психологическими методиками по вхождению в это состояние. Сейчас же просто сажусь и пишу, и не важно, хочется мне этого делать или не хочется, главное, чтобы никто не мешал и не шумел. Не умею концентрироваться при очень сильном шуме, мысли из-за этого теряются и уходят куда-то в сторону.

Состояние потока сравнивают с вдохновением, музой, и еще кучей всяких там небесных откровений, сведений из космоса, каналов вселенной и прочее, прочее. Поймал волну — твори! Волна спала, сходи чаю попей, прогуляйся, сникерсни, съешь коробку баунти или просто поспи. Мозг хоть и не отдыхает, но порой его надо разгружать. Телевизор, в частности, новости, вообще лучше не включать, одни расстройства только от этого.

Вот и сейчас, сижу себе спокойно на работе один в кабинете, и набираю эти строчки. Нет бы книгу сесть писать, да загвоздка одна — ни одной мысли в голове на ее счет. Я помню, что мне надо заканчивать произведение, работать над ним, планы-то на него серьезные, но никакой фабулы, ни одной сцены в голове пока нет. Тут еще перемены у меня произошли серьезные, и голова занята абсолютно другим. Жду, когда спокойно улечу в командировку и там уже продолжу написание.

Вообще, поток — замечательная штука. Но в то же время и капризная. Не всегда получается вот так сесть и начать строчить текст, слово за словом, предложения, абзацы, главы. Бывает, хочешь работать, а за целый час слов двести из себя выжмешь, и весь вечер потом мучаешься комплексом собственной неполноценности.

А порой, стоит немного прерваться. Никакие другие истории не писать, ни статьи в блог, ни дневниковые записи не делать. Отдых никогда не вреден. Ведь приятно ничего не делать, а потом еще и отдохнуть. А мне, как и любой творческой личности, лишь бы не работать. Но — увы и ах! — только Ивану-дураку всегда везет. Нам же, простым смертным, приходится впахивать, горбаться и учится входить в состояние потока при любом настроении, с желанием или без оного. Ведь иначе десять тысяч часов не наработаешь. Упражняться надо, практиковаться.

И теперь вот плавно так перешли ко второй части: «Писательские упражнения».

Что ж, скажу сразу, вещь полезная. Когда совсем не знаешь, о чем хочешь написать, но вот застряло у тебя в пятом месте шило и никак оттуда выходить не хочет (какое редакторо-оргазмическое предложение написал — одни глаголы). Тогда просто берешь браузер и в поисковике находишь «упражнения для писателей». Их там дох… много.

И тут вот самое интересное начинается: а с какого упражнения начать? Потому что ты прочитал первое и сразу же хочется узнать, а что же там во втором. В третьем… В пятом… В сорок седьмом… В девяносто девятом… Сто тридцать первом… Двести четырнадцатом… Триста сорок пятом… Пока выбирать будешь, уже ночь закончится и надо на работу собираться. А ты еще ни одной строчки из себя не выдавил. Ну и что же ты за писатель такой, что с каким-то вшивым упражнением справиться не можешь, а?

В итоге, психуешь. Расстраиваешься и зарекаешься больше никогда не брать ручку и тетрадку или открывать вордовский документ. И ощущение такое, что шило из пятого место пропало, и все должно быть хорошо. Нет! Оно не пропало, и ничего тут хорошего не предвидится! Это шило тебя обязательно кольнет, и ты побежишь к тетрадке или ноутбуку, схватишь ручку или положишь пальцы на клавиатуру и…

ступор…

Сидишь. Думаешь (иногда лицом или бровями).

Потом вылезаешь на сайт «Пиши.про». Заходишь в раздел «школа» и пытаешься выполнить предложенные задания. Предварительно угробив часа два на чтение других учеников. Попутно одергиваешь себя от вмешательства в дискуссии, ведь мысли-то какие мелькают: «а почему я должен что-то комментировать, ведь я сам собираюсь выполнить задание? Как я могу других людей учить?»

ТРАГЕДИЯ НАЧПИСА!!!

Собираешься с духом и набираешь положенный или чуть меньшего объема текст и выкладываешь на суд опытных товарищей.

Проходит день.
Ничего не изменилось.

Проходит неделя.
Ничего не изменилось.

Прошел месяц.
Ничего не изменилось.

Прошел год.
Сам решил посмотреть на свои ранние работы, как ты выполнял упражнения и тут — вуаля, бл***дь! — ты не узнаешь собственный текст! Во-первых, ты стал на год старше, на год опытнее, на год мудрее, на год начитаннее и у тебя теперь новый взгляд на творчество. Во-вторых, никто так и не проверил того, что ты там настрочил, потому что никому этого не надо. Парочка «залетных» прочитала, добавив количество просмотров, и все. А мы, писатели, все поголовно нарциссы, нам похвала и лайки нужны. В-третьих, приходит осознание, что писать нормальные вещи можно и без тонны выполненных упражнений и заданий. Нужно-то всего-навсего писать каждый день и читать каждый день, попутно обращая внимания на мелкие стилистические детали других авторов.

Но вот когда совсем скучно, или с кем-то зацепился «на-слабо», что напишешь историю о пустом стакане в триста слов, или сможешь описать цвет голода, тогда — да! — упражнения выполнять стоит. А если есть о чем писать, есть что рассказать, то и никаких упражнений выполнять не надо. Людям истории читать интересно, а не штампованные ученические «опусы». Хочешь кататься на велосипеде — садись на него и катись, а не читай инструкции «как правильно разместить задницу на велосипедной сидушке» и не пиши курсовые работы типа: «влияние резиновых вставок в педали на ноги велосипедиста».

Мой вердикт такой: хочется тратить время на упражнения — пожалуйста! Можете без них обходиться — еще лучше! Есснно, тут многие начнут приводить примеры со спортом, что все великие спорстмены тратят тысячи часов, готовясь к соревнованиям. Да, я с вами согласен полностью, сам спорстмен бывший, и к соревнованиям готовился, и даже пару раз удалось первое место занять. Тут грань тонкая: если уже сформирована фабула, сцены придуманы, сюжет закручен, но ты его не реализовываешь, потому что не выполнил упражнение на триста слов, используя в тексте «скрепки, кассир, мертвый скунс» и «старый автомобиль». Как тогда быть?

Удачи!
Работаем.

П.С. все написано в потоке. Ы! Проверено спустя 2 минуты после написания.

П.С.С. спустя еще десять минут — переработано и дополнено.

П.С.С.С. решил по полной эксплуатировать «с».

П.С.С.С.С. Я закончил.

Вячеслав
Автор
Вячеслав
Автор не рассказал о себе
Рейтинг: +3
0



Вопросы и комментарии 1


  1. Kjar Kjar 17 июля 2019, 07:48 #
    Чем же еще на работе заниматься))
    Знакомая пишет только в «состоянии потока». В остальное время — сама себя заставить не может. Но вот когда накатит — не остановишь. Окружающее становится едва различимым, неважным. Этакий транс. Хоть маркером разрисовывай спину и голову — не заметит.
    Сам стараюсь в любом состоянии. Разница лишь в том, что заставить себя начать тяжелее, если не идёт.
    В школе на пиши.про читают. И комментируют все таки, пусть не особо активно (я больше о себе сейчас:)). Опытных там вроде бы нет. Судя по большинству записей.
    Я комментирую в основном то, что понравилось. Либо на мой вкус безобразно (чего вроде бы пока не случилось). Другое дело — что часть текстов в школе абсолютно не вызывают эмоций. Или сильно клишированы. А хочется свежего воздуха, интересных идей. Тем паче — если я потратил время на чтение, мне не жаль времени на комментирование. Реакция, скорее всего, будет немногословной, но будет.

    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться