Тема -- идея -- замысел -- драматический код.

Обмен опытом
166
22 минуты на чтение



В продолжение разговора о теме, идее и замысле не лишним будет сказать о драматическом или управляющем коде. Речь о скрытой идее или ценности, которая воплощена непосредственно в сюжете и ведет себя как лазутчик, затаившийся около ворот в человеческое подсознание. По сути сюжет со встроенным управляющим кодом совершает идейную диверсию – внедряет в наше подсознание чуждую нам ценность так, что мы этого не замечаем.
Впрочем, эта внедряемая ценность может быть позитивной и полезной, но сам факт насильственного ее внедрения остается. Этот процесс можно сравнить с посевом — искусственно-принудительной посадкой семян в почву. Собственно, этим занимаются все мифы, в том числе и библейская мифология. Этим же занимается реклама, Голливуд, государственная пропаганда.
Разумеется, есть градации от бытового к глобальному. Но чем выше уровень кодирования, тем сложнее ему сопротивляться.
В бытовой жизни (семья, работа, социальные контакты) у ворот в наше подсознание стоят мысле-стражи, которые подобно «фэйс-контролю» фильтруют все то, что желает проникнуть в наше сокровенное хранилище, где формируются внутренние ценности и убеждения. Те, кто знаком с мифологией знают, что подземный мир или царство мертвых — это в том числе и метафора подсознания. У ворот в это царство личного и коллективного сознания (по Юнгу) всегда стоит страж. Чуждой идее или ценности войти туда непросто, а выйти еще сложнее. Но в той же мифологии есть проводники в подземный мир. Например, Гермес, хитрец и пройдоха. Символично, что он бог торговли. Уж кто, кто. а торгаши толпой лезут в наш подземный мир толкаясь и отпихивая друг друга. Нам продают не товар, а имидж; играют на желании «казаться», а не «быть». Психологи – те же проводники, но они вроде как помогают человеку найти человеку корни его проблем и обогатиться от познания самого себя, ведь подсознание — это еще и мир скрытых сокровищ, богатейший склад ресурсов.
Согласитесь, что вокруг нас много людей, НЕ желающих принять нас такими какие мы есть, стремящихся нас переделать, манипулировать нами. На бытовом уровне вокруг нас полно людей-«сеятелей», навязывающих нам свои ценности и идеи. Это почти все, кто нас окружает, начиная с родителей, которые видят наше будущее по-своему и заканчивая системой, которой нужны винтики и шестеренки. Эти люди или группы людей хотят, чтобы мы изменили себе, приняли их ценности и забыли о своих. Теще/свекрови нужно, чтобы мы не обижали ее дочь/сына, поэтому она вмешивается в нашу семейную жизнь. Начальнику нужно, чтобы мы работали сверхурочно, поэтому он будет говорить нам о выгодах лояльности к компании и прочей корпоративной фикне. Государство будет учить нас любить семью и религию, чтобы в случае нападения нам было кого и что защищать (жену, детей и веру). Церковь учит нас быть кроткими и терпимыми – толпой, которой легко управлять.
Само собой, есть сеятели полезные, они формируют в нас позитивное восприятие, здравомыслие, нравственную базу. Это адекватные близкие, друзья, хорошая литература, кино, искусство, некоторые аспекты религии. Но есть и вредные, которые сеют в наше подсознание сорняки. К таковым можно отнести наших личных врагов, торговцев, ту же литературу, кино и искусство, но с эпитетом «плохое», а также религиозных толкователей, которые ссут в глаза, и все божья роса. Что есть хорошее, и что есть плохое решаем мы сами, руководствуясь своей системой ценностей. Строго говоря это делаем не мы сами, а наше подсознание. Изменив наши ценности, кто-то со стороны может изменить или извратить наши понятия о добре и зле.
Сложно не заразиться чужими идеями и ценностями, ведь человек существо социальное. Получается, разве что, держаться в разумном русле. Или в русле, которое кажется разумным. Практически невозможно противостоять идеям масштабным, обернутым в красивую обертку. Идеи и ценности — это часть социального механизма, и страшная правда в том, что, кажется, всю историю человечества этот механизм работал на обеспечение власти меньшинства над большинством. Поэтому, мне думается, не человек плох, а то общество, которое его сформировало.
Разумеется, мы можем сопротивляться, проявлять свою волю. Наши мысле-стражи могут закрыть доступ в наше подсознание, когда вмешательство грубое. Самые слабые эти мысле-стражи, понятное дело, у молодежи. Внушить ветерану войны, что нацизм — это хорошо, невозможно никакими методами. Вдолбить нацистскую идеологию в головы подростков можно, если делать это системно с использованием административно-государственных ресурсов. Так потеряли Украину.
Итак, фейс-контроль около ворот в наше подсознание пропускает одни идеи и блокирует другие. Но это в обычной жизни. Другое дело, когда вы вовлечены в сюжет фильма и очень хотите узнать, чем же все закончится. И тут мы возвращаемся к примеру из предыдущих двух статей про тему-идею-сюжет, а именно к фильму Аватар.
Но сначала о том, как работает управляющий код (очень кратко два этапа):
Этап 1. Весь сюжет является подготовкой к диверсии (внедрению ценности в наше подсознание). Цель сюжета — заинтересовать, вовлечь, довести до жажды желание узнать, что будет дальше. К финалу мысле-стражи зрителя практически отключены и ворота в подсознание открыты настежь.
Этап 2. Непосредственно – проникновение. Ценность подается на тарелочке в нужный эмоциональный момент и опс… она уже проглочена.
В Аватаре актом проникновения в наше подсознание является финальная сцена перехода сознания героя в тело аватара. Ради нее создан положительный герой, поднята тема экологии, правильная позитивная, всем близкая и понятная. Но, действуя в рамках позитивных стремлений, герой спасается благодаря акту трансгуманизма. Апофеоз. Восторг. Аплодисменты. Дело сделано — ценность вброшена в наше подсознание. Ну а дальше смотрим что это за зверь такой трансгуманизм:
Трансгуманизм – концепция, а также международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека. Собственно, это все, что связано с «улучшением» человека с помощью науки. Нацисты с их евгеникой (генетическое выведение чистой расы) выглядят малышами в песочнице. Если очень бегло проследить смещение приоритетов:
в религии превыше всего бог, а человеку пресмыкание и рабство (раб божий)
в гуманизме превыше всего человек (ему и права человека и безопасность и комфорт)
в трансгуманизме человек это просто биологический объект, который можно усовершенствовать. Ффф топку богов, которые слепили человека из того что было по своему подобию и улетели обратно на свою планету. Теперь человек сам способен сделать себя богом, используя дорогие продвинутые технологии. Человеков этих на планете завались сколько, человека ведь любая баба родить может, как говорил профессор Преображенский. Да и многовато их развелось, всех контролировать сложно. Как бы не восстали и не отняли власть и деньги у богатых, да и не поделили, как это было в 1917 году.
Ну и дальше можно посмотреть на ютубе 6-минутный ролик с участием Ольги Четвериковой, где показаны этапы трансгуманистического плана (https://www.youtube.com/watch?v=59LEaBti7Xg). Насколько я понимаю, сторонники цифровизации общества и трансгуманизма не пытаются скрывать этих своих планов, так что при желании, можно найти их в инете.
Вот собственно этот план:
2015-2020. Искусственная копия тела человека (аватар), управляемая мыслью с помощью интерфейса.
2020-2025. Аватар, в который пересаживается мозг в конце жизни.
2030-2035. Аватар, в который переносится сознание в конце жизни.
2040-2045. Тело-голограмма (очевидно с оцифрованным сознанием, подключенным к системе).
Кто-то скажет, что это замечательно, не задумываясь о том, сколько эта трансформация будет стоить и кто в первую очередь станет бессмертным. Кто, в конце концов, будет владеть самой технологией. Ответ очевидный – те, кто стоят у власти, т.е. элита. Подачки получат и те, кто обслуживает элиту. Тут можно вспомнить пресловутый золотой миллиард.
Но что такое бессмертие? Кроме прочего, это процесс познания, не ограниченный рамками периода человеческой жизни. Люди, которым будет это дано, станут знающими полубогами. Люди, которым это НЕ будет дано, станут даже не электоратом, а просто паствой, толпой смертных. Неравенство в обществе усугубится до размеров невообразимых. Вообще-то все последствия реализации этого плана очень сложно осознать. Разве что искусственный интеллект способен просчитать их, да и то нет гарантий, что результаты не приукрасят, не подтасуют, как это делали мужчины-жрецы с пророчествами Пифии в храме Аполлона.
Итак, фильм Аватар вкладывает в наше подсознание ценности трансгуманизма — нынешний человек это паразит, убивающий свою Землю-мать, выдыхающий вредное (через заводы, фабрики и лично через рот), испражняющий мочу и кал (в виде отходов, свалок мусора и лично из своей задницы). Собственно это часть подготовки к смене формации. Если очень кратко, каждая из предыдущих формаций привязана к определенному ресурсу:
— рабовладельческий строй — к владению рабами
— феодальный — к владению землей
— капиталистический — к владению капиталом (стоимости, пускаемой в оборот)
— трансгуманистическое оцифрованное будущее — к владению информацией ради тотального контроля населения.
Ценность трансгуманизма внедряется на позитивной ноте, поэтому у нас нет отторжения. Что Аватар, в других фильмах человеков модифицируют железными руками, ногами, высокотехнологичными внутренностями, суперкостюмами; кормят супертаблетками, зашивают в живот пакеты с супернакотиками, кусают пауками, облучают гамма-излучением, бьют молниями и получаются супергерои — люди будущего. Наши дети глотают это не пережевывая вообще. Это часть механики окон Овертона (поэтапное внедрение новых ценностей в общественное сознание). Когда технологии «бессмертия» появятся, общество будет к ним готово. Нынешнего старшего поколения там уже не будет. Там будет наша сегодняшняя молодежь. Иначе говоря, ничего изменить уже нельзя. Техногенный путь развития цивилизации неизбежно приведет к превращению власть имущих людей в богов. Богов безнравственных, циничных, живущих на своем Олимпе по своим правилам и использующих человечество в своих целях. Цифровизация станет инструментом контроля по типу религиозного всеведения богов. Бог будет знать о каждом все, и каждый будет иметь возможность обратиться к «богу» через свой персональный гаджет. Помогать смертному или нет, будет решать сам бог – оцифрованный разум. Собственно, на кону, как и всегда власть меньшинства над большинством, но на этот раз власть поистине божественная, реализованная через современные IT технологии.
Другие примеры управляющего кода.
Мумия (фильм, 2017). Фильм должен был стать первым в трилогии перезапуска серии фильмов о мумии, но провалился в прокате. Не буду разбирать почему. Скажу лишь, что первый этап подготовки перед внедрением управляющего кода был выполнен неплохо, а вот второй – бездарно преподнесен открытым текстом. Напомню, что по сюжету герой Тома Круза впускает в себя древнеегипетского бога Сета (в христианстве дьявол, сатана, люцифер). Герой делает это из самых благих побуждений – чтобы спасти свою подругу. Этот финал был бы сносным управляющим кодом – «впусти в себя зло, чтобы делать добро». Ясное дело это обман, но какой красивый! Однако режиссеру этого показалось мало и в конце фильма мы слышим, как герой Рассела Кроу говорит: «Иногда только монстр может одолеть монстра». Это более откровенная вариация цитаты Франклина Рузвельта о никарагуанском проамериканском диктаторе Сомоса: «Может быть это сукин сын, но это наш сукин сын». Тот факт, что этот постулат американской политики работает уже давно, вряд ли можно отрицать.
Сюда же к этим «монстрам, создаваемым, чтобы убивать монстров» можно отнести всех джинов, которые сначала любовно выращиваются, а потом они сбегают из бутылки. У нас нет проблем? Так создадим их сами и развлечемся! Вот и гоняется за ними герой, чтобы убить на потеху зрителю. Это всякие там супер-агенты-машины-для-убийства, вышедшие из под контроля системы, супер-вирусы и мутанты созданные в суперсекретных лабораториях и способные убить все человечество, наконец, ядерное оружие, украденное непременно в России или на территории бывшего СССР.
Круэлла (фильм, 2021). Замечательная история «черно-белой» (в нравственном смысле) героини, которая столкнулась с «абсолютным» злом в лице своей матери. Круэлла обаятельна, ей хочется сопереживать, однако в финале она хоронит свою светлую сторону (Эстеллу) и окончательно становится на темную сторону, превратившись в Круэллу (рус. перевод — Стервелла). Управляющий код адресован, естественно, молодым девушкам и звучит приблизительно так: «Если хочешь быть вечной жертвой – будь Эстеллой. Чтобы выжить и стать успешной, нужно стать хищной Круэллой».
Выворачивание прежних ценностей наизнанку в американской продукции не видно только, разве что, самым маленьким. Они выросли на американских мультиках и воспринимают добрую нечисть как аксиому. «Монстры на каникулах», «Гадкий я», и пр. Словом, битва ценностей идет полным ходом, и наши российские бизнесмены, и чиновники (которые есть своеобразные бизнесмены паразитического толка) уже перекодированы. Поэтому дети их учатся за границей, а кредо: «наворовать и сбежать» актуально для них и поныне. Судя по тому, что поток голливудской продукции со встроенными управляющими кодами никак не ограничивается, российские власти не только не могут, но и не хотят. Да борются с пропагандой религиозной и межнациональной вражды, но управляющий код действует тоньше. Намного тоньше. Это игла, а не мачете.

Игорь Чио
Автор
Игорь Чио
Автор не рассказал о себе
Рейтинг: 0
0



Вопросы и комментарии 5


  1. Елена Хребтова Елена Хребтова 14 июля 2021, 16:11 #
    Как у вас складно получилось подкрепить управляющий код ненависти к власти. Браво))
    1. Игорь Чио Игорь Чио 29 июля 2021, 19:16 #
      Да, вы правы, есть такое. Негатив — это издержки знания нелицеприятной правды. С этим нужно как-то справляться, потому что в ненависти жить конечно же нельзя. А если принимать все близко к сердцу, то и депресняк заработать недолго. Поэтому есть люди, которые вообще не хотят знать насколько безобразно выглядит изнутри социальное устройство человеческой цивилизации. Это знание не приносит счастья.
      Те кто хочет это узнать и узнает, наверно заглядывают в бездну, рискуя, что бездна однажды заглянет в них (по цитате Ницше). Писателю приходится это делать, но очевидно ему следует заранее подумать о защите от темных сил, как, скажем, магу, занимающемуся вызовом демонов.

      Так что спасибо, за наблюдательность. Если бы писал все заново, то постарался бы не лить свой негатив в суждения. Но теперь уж пусть остается как есть в качестве еще одного примера по теме «программирующий код». Примечательно, что автор может ввести заразный деструктивный негатив в свое произведение, даже не осознавая этого. Технология же начинается там, где это делается намеренно и завуалированно.
    2. Ateris Ateris 02 августа 2021, 12:28 #
      Это прекрасно когда человек может привнести в чей то разум, что-то мифическое, в простых словах.
      1. Дмитрий Игнатов Дмитрий Игнатов 28 августа 2022, 23:15 #
        Почему-то «тема» стоит впереди «идеи». На мой взгляд это в корне не верно. Почти так же, как телега впереди лошади.
        1. Игорь Чио Игорь Чио 01 октября 2022, 13:28 #
          Тема впереди идеи, потому что тема определяет идею. Тема — это некая темная область, идея — это луч. Одну тему можно раскрыть сотнями лучей (одну и ту же телегу можно тащить разными лошадьми), но один луч-идея не способен осветить все мыслимые темы. Каждая тема огромна как космос, идея узка и остра. Поэтому писатель сначала определяется с темой, а затем с идеей. Да, идея тащит выбранную тему, но автор сначала выбирает тему-телегу, а уже потом подходящую лошадь-идею. Т.е. первична тема-телега, которую нужно тащить, а идея-лошадь это всего лишь инструмент решения «транспортной» (писательской) задачи.

          Итого:
          Тема это объект, вечный, первичный.
          Писательская идея субъективна, преходяща и вторична.

          Выбор темы это первый шаг в создании произведения. Причем любая тема абстрактна и необъятна, поэтому сначала надо выбрать общую (абстрактную) тему (их мало), затем выбрать в ней одну или несколько частных областей (их много) и только потом подходящую и конкретную идею-лошадь (их очень много).

          Примеры:

          Общая тема (абстрактная): любовь
          Частные темы (прикладные):
          — о первой любви
          — о неразделенной (трагической) любви
          — о любви и ревности
          — о любовном треугольнике

          Островский «Гроза»
          Общая тема: традиции.
          Частная тема: столкновение между новыми веяниями и старыми традициями. Конфликт: между старым и новым.
          Идея: невозможно сохранить нравственность, честность, если попал в среду темного царства, где правят самодуры, деспоты и невежды (среда лечит или калечит).

          Толстой «После бала»
          Общая тема: бесправие
          Частная тема: бесправие людей низшего общества перед представителями высшего.
          Идея: под маской добродушия даже у самых приятных людей кроется фальшь, пустота и бесчеловечная жестокость.

          Аллегория лошадь-идея впереди телеги-темы опасна тем, что автор может не понимать какую собственно телегу он взялся тащить своей лошадью. Такой автор рискует впрячь в тему лебедя, рака и щуку или взяться тянуть одной лошадью несколько телег. В этом случае может получиться известный результат — «а воз и ныне там» (тема будет не раскрыта).

          Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

          Войти Зарегистрироваться