О писателях и писательстве




Небольшая заметка ко дню писателя…

О писателях и писательстве

Поймите, я не верю в то, что «писать может каждый». Каждый (или каждая) способен складывать слова в некоторую осмысленную последовательность, если обладает элементарными языковыми навыками и хотя бы минимальным читательским опытом. Этого вполне достаточно, чтобы сочинять письма, кандидатские диссертации или заниматься «творчеством», но недостаточно для того, чтобы быть писателем. Именно писателем, а не «автором», коих, увы, сегодня расплодилось немало…

Чтобы быть писателем, нужно слышать музыку. Лучше не могу объяснить. Нужно просто слышать музыку. Пусть синтаксис хромает, пусть ошибок миллион, пусть тема сырая, но ты читаешь и понимаешь — это писатель. Сбивчиво, слова подобраны неверно, но страницы наполняет музыка. И по-другому не бывает, что бы там ни думали любители или чрезмерно сердобольные души…

Допустим, кто-то изо всех сил работает в надежде стать писателем, но при этом не слышит музыки. Я могу искренне ему сочувствовать, но если выберу простой и легкий путь и постараюсь «не оскорбить чьи-то чувства» (мои собственные в том числе — ведь слыть бессердечным чудовищем тоже не очень приятно), то просто-напросто предам своё ремесло, подведу тех, кто меня пригласил на семинар, и тех, кто принёс на него работы. Хуже нет, чем врать человеку, который, по моему мнению (а я, как и все, вполне могу ошибаться), не слышит музыки. Врать в такой ситуации — просто подло. Фланнери О’Коннор однажды сказала: «Меня всюду спрашивают: „Не кажется ли вам, что университетское образование душит писателей?“ На мой взгляд, оно их душит недостаточно. Сейчас выпускается множество таких бестселлеров, появление которых мог бы предотвратить хороший учитель».

Вот и я считаю своим долгом отбить охоту писать у как можно большего числа «многообещающих авторов». Потому что у настоящего писателя отбить охоту писать невозможно. Я говорил об этом сотни раз. Сломайте настоящему писателю руки, и он или она будет выстукивать рассказ на машинке пальцами ног или носом.

P.S. Готов украсть и подписаться под каждым словом — Дмитрий Игнатов, но… Харлан Эллисон :)
А за другими полезными материалами и мыслями — добро пожаловать в мой ТГ @me_writer
https://t.me/me_writer

Дмитрий Игнатов
Автор
Дмитрий Игнатов
Российский писатель-фантаст, работающий в жанрах твёрдой научной фантастики, гуманитарной и социальной фантастики, философской новеллистики, антиутопии. ..
Рейтинг: +3
0



Вопросы и комментарии 6


  1. Son Gokuu Son Gokuu 16 июня 2024, 15:49 #
    >Хуже нет, чем врать человеку, который, по моему мнению (а я, как и все, вполне могу ошибаться), не слышит музыки.

    Им же выдуманный термин в котором он же сам особо не разбирается? Офигеть. Вот это шикарно устроился.
    1. Дмитрий Игнатов Дмитрий Игнатов 16 июня 2024, 20:18 #
      Им же выдуманный термин в котором он же сам особо не разбирается? Офигеть. Вот это шикарно устроился.
      Ну, справедливости ради это всё-таки никакой не термин, а метафора. Образ, если хотите. Мог, написать, к примеру «божья искра». Вот я, например, тоже не люблю врать людям, лишённым на мой взгляд (и мне наплевать ошибаюсь я или нет) «божьей искры». Так и говорю: нет в тебе искры божьей, и шарм, если был, то иссяк, и высохло всё обаянье. :))

      А вообще с одной стороны понятно, что статья может показаться болезненной для многих. Но с другой — забавно, что статья от некого якобы не значимого «авторитета», выдумывающего термины и хорошо устроившегося, тем не менее оказывается болезненной. Кто он такой, чтобы судить? Но как он смел судить меня?!!! Как бы мы все за свободу мнений, но если мнение плохое и про меня любимого — вот тогда все против. Да? ;))
    2. Галина Бадалова Галина Бадалова 16 июня 2024, 19:32 #
      кто автор, писатель, настоящий писатель, или с оттоптанными медведем ушами, решать читателю, и только ему, никто не будет тратить время на то, что не цепляет за душу. А душ на Земле много, говорят около 7 миллиардов, и чтива на всякого хватит.
      1. Дмитрий Игнатов Дмитрий Игнатов 16 июня 2024, 20:29 #
        Не соглашусь.

        Во-первых, если писатель ориентируется исключительно на читательские вкусы, то он становится их заложником, превращается в ремесленника в самом плохом смысле этого слова, работает на потребу, потакая самым простейшим, примитивным, иногда даже низменным желаниям. Какую-нибудь залихватскую порнушку, скорее всего, буду читать (хотя и не признаются). Будете её писать?

        Во-вторых, писатель всё-таки должен нести смыслы, а не просто переливать банальщину из одной истории в другую. А это всегда сопряжено со сложностями. Смысл трудно вырабатывать и трудно употреблять. Настоящее писательство — это не про развлекательное чтиво, это про воспитание своей аудитории. Настоящая книга — всегда либо исповедь, либо проповедь.
        1. Галина Бадалова Галина Бадалова 16 июня 2024, 21:28 #
          ну вот вы опять же: ориентируется… ремесленник, все как-то передергиваете. Я считаю, если человек что-то пишет, ориентируясь на потребу читателя, времени, теша свое тщеславие, или потому что чем-то хочет поделиться, или же навязать миру свою точку зрения, то в любом случае решать стоящий ли этот автор, или нет, только читателю, именно тому на кого ориентировано творчество. Будь то порнушка, или высокая литература, слово о боге, или аниме. И когда какой-то критик, либо высокое жюри выносит вердикт, то это ни о чем не говорит, вспоминая множество книг, запрещенных различного рода цензурами, но все равно нашедших своего читателя
          1. Дмитрий Игнатов Дмитрий Игнатов 16 июня 2024, 23:52 #
            и чтива на всякого хватит
            Это бесспорно.
            вспоминая множество книг, запрещенных различного рода цензурами, но все равно нашедших своего читателя
            И это бесспорно.

            Но разве об это речь? Вопрос в другом. Все ли читатели одинаково подготовлены: читатель читателю рознь (и мнения их — так же) или же все одинаковы (и мнения — равнозначны)? И есть ли в таком случае книги хорошие и дрянные? Или все равноценны, как и равноценны мнения читающих?

            В таком благостном якобы бесконфликтном, примирительном и всепозволяющем релятивизме мы дойдём до того, что Мону Лизу уравняем с картиной из говна, простите… Я вот так не считаю. Я считаю, что 85% пишут откровенное дерьмо, и 85% это откровенное дерьмо читают. И тем и другим искренне нравится. Одни счастливы быть говноделами, а другие говноедами. Но говно говном при этом не перестаёт быть…

            И если я (не знаю, как прочие) ни делать ни потреблять это не хочу, то приходится хотя бы как-то разбираться в сортах :)))

      Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

      Войти Зарегистрироваться